Современный микрорайон «Городские Горки» города Перми появился в 1960-х годах. Ранее на месте нынешних кварталов располагались деревянные бараки. Среди них до 1941 года был и барак № 3 по улице Крупской. В списке жертв советского террора есть имя, связанное с этим домом – это студент Адам Михайлович Колоша. Заявку на установку памятной таблички подала известный общественный деятель и один из руководителей Мемориального центра «Пермь-36» Татьяна Курсина.
Приказом НКВД №00485 25 августа 1937 года в СССР была запущена так называемая «польская операция», которая продлилась до 15 ноября 1938 года. Исследователи называют её одним из первых из советских репрессивных процессов, в котором террор осуществлялся не по политическому или социальному, как при раскулачивании или при уничтожении всех форм политической оппозиции, а по национальному признаку. Таким образом, в «польской операции» отрабатывались те методы, которые позднее использовались по отношению к чеченцам, калмыкам, евреям, немцам, крымским татарам и другим репрессированным народам Советского Союза.
По процентному отношению числа расстрелянных от общего числа арестованных в ходе операции (111091 из 143870 человек, то есть 77%) «польская операция» может быть признана и одной из самых жестоких кампаний «Большого террора». Согласно приказу НКВД №00485 репрессиям подвергались не только собственно поляки, но и так называемые «польперебежчики» – в основном этнические белорусы, украинцы и евреи, в силу разных причин и в разное время нелегально перешедшие советско-польскую границу, прошедшие фильтрационные лагеря, поработавшие на стройках ГУЛАГа и к 1937 году чувствовавшие себя обычными советскими гражданами. Именно «польперебежчики» стали основными жертвами польской операции в Перми.
Типичный «польперебежчик» – это молодой мужчина из белорусской деревни, из довольно бедной семьи, не слишком образованный, решивший перейти границу лишь потому, что не видел для себя никаких перспектив в Польше, где повсеместно закрывались белорусские школы и организации, а песни и новости о счастливой и свободной жизни рабочих и крестьян звучали в радиопередачах на белорусском языке из СССР. Одним из них и оказался Адам Колоша.
Адам родился 21 марта 1910 года в селе Лань, в Польше (ныне – Минская область Белоруссии), в крестьянской семье. По национальности – белорус. В октябре 1931 года вместе с товарищем, Николаем Яроцким перешел границу Советского Союза, чтобы здесь, в стране Советов жить и работать. За нелегальный переход границы Адам был арестован, и отправлен в Саровский концентрационный лагерь. После освобождения приехал в Пермь. В середине 1930-х годов становится студентом сельхозинститута, создаёт семью. В сентябре 1937 года получил паспорт гражданина СССР. В ночь с 1 на 2 октября 1937 года студент 4-го курса сельхозинститута Адам Колоша был арестован сотрудниками НКВД, осуждён за шпионаж, а уже через три недели, 23 октября 1937 года – расстрелян.
Адам Михайлович Колоша, как и все остальные 40 человек разных национальностей, объединённых органами НКВД в «контрреволюционную группировку», посмертно реабилитирован Военной коллегией Верховного Суда СССР в 1957 году.
Судьба Колоши после ареста 2 октября 1937 года, оставалась тайной для его семьи более пятидесяти лет. Восстановить правду о судьбе своего отца, Адама Михайловича, его дочь, Ада Адамовна смогла лишь в 1989 году, после неоднократных обращений в прокуратуру Пермской области.
Из писем Ады Адамовны в прокуратуру: «… я родилась через три недели после ареста отца, т.е. 29 октября 1937 года, я никогда не видела своего отца, а он так и не узнал, кто же у него родился: дочь или сын. Но я хочу знать, в чём же его обвиняли и где его могила? Если сможете, ответьте мне, пожалуйста, или передайте письмо людям, которые занимаются судьбами репрессированных людей. Я должна рассказать своим детям о судьбе их деда. Март 1989 года».
«Я должна знать об отце всё: за что он был арестован, где погиб и где его могила? В 1957 году мне выдали похоронную, но там ничего не указано. А диагноз (крупозное воспаление легких!) – в те времена многим писали, чтобы скрыть следы преступлений, да и дата смерти меня смущает… Пожалуйста, найдите «дело» моего отца и дайте мне правдивый ответ. С уважением, Ада Адамовна Рудых (Колоша). 24.04.1989 года».
В течение 1989 года КГБ и прокуратура Пермской области отвечали на вопросы Ады Адамовны. Так, спустя пятьдесят с лишним лет она узнала правдивый ответ о судьбе своего отца, Адама Михайловича Колоши.
Мемориальная табличка его памяти устанавливается на фасаде десятиэтажного дома по улице Крупской, 9 (он расположен за пермским цирком), где раньше стоял барак, ставший последним прижизненным адресом жертвы политических репрессий.
Поделиться: