В 1930-1940-е гг. в Перми ударными темпами строились заводы, а вокруг них бараки и каркасно-засыпные дома для рабочих. Такие жилые дома возводились наспех и быстро приходили в негодность. Так строился и поселок вокруг судозавода (ныне – микрорайон Нижняя Курья г. Перми). В 1930-е гг. здесь возвели много деревянных построек, но они прослужили недолго. Многие бараки были снесены в 1950-1960-х гг., а на их месте возвели более крепкие пятиэтажные «хрущевки», со своей новой историей. Прежний облик поселка виден в двухэтажных каменных зданиях, которые также требуют сноса.
На месте каркасно-засыпного дома сегодня стоит пятиэтажный дом, на стене которого расположены две мемориальные доски. На одной из них читаем: «Улица имени Юнг Прикамья названа в честь 13-18 летних мальчишек, юнг ВМФ героически сражавшихся на флотах в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Рядом с мемориальной доской - табличка о рабочих судозавода: «Здесь живут представители династии корабелов Жуйковых, Бабушкиных, Ощепковых. ПСЗ «Кама».
В списке «Мемориала» есть одно имя, связанное с домом, на месте которого стоит новый дом – это Бушуев Владимир Георгиевич. Заявку на установку мемориальной таблички падала его дочь – Бушуева Ангелина Владимировна.
Бушуев Владимир Георгиевич родился в 1906 г. в городе Очере Пермской губернии, в 1930-х гг. работал техником-механиком на судозаводе, а перед арестом – руководителем теплотехнической партией того же завода. Его семья – жена Зинаида Максимовна и дочери: Неля и Ангелина. По доносу одного из коллег по работе был арестован 17 июля 1937 г., обвинен «тройкой» в антисоветской деятельности.
На следующий день после ареста своего мужа его жена услышала решение заводского профсоюза о выселении из дома. Это было началом тяжелых испытаний. Зинаида Максимовна одна с двумя маленькими дочерьми (младшей было тогда полтора года), да с третьим на подходе, переехала в центральную часть Перми. Зинаиде Максимовне не сообщили в какой тюрьме находится ее арестованный муж, поэтому она стала искать его сама и вскоре нашла (многие тюрьмы были переполнены в годы «Большого террора», под тюрьмы переоборудовали некоторые дореволюционные здания). Им разрешили свидание один раз в месяц. Так продолжалось в течение полугода. Зинаида Максимовна в декабре 1937 г. сделала фотоснимок дочерей на память для своего мужа. Это был бесценный подарок! Как оказалось, Владимир Георгиевич больше не увидит своих дочерей… Через месяц ему зачитали приговор о высшей мере наказания, расстреле, и привили приговор в исполнение 17 января 1938 г. в областном Свердловске (до октября 1938 года территория Пермского края входила в состав Свердловской области).
Через полгода была арестована и Зинаида Максимовна, как жена «изменника родины», и отправлена в АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины), а дети – в детдома. Судьба к ним оказалось суровой, но всё же смягчила к ним отношение: малолетние дети, отправленные в детдома вскоре встретились со своей мамой, Зинаидой Максимовной. До 1956 года жили в лагере АЛЖИР.
Фотография с дочками, сделанная в декабре 1937 года для мужа, инаида Максимовна сохранила. Это фотография в наше время обошла многие издания, в том числе и зарубежные, в память об этой семье, разрушенной неизвестно для чего…
Владимир Георгиевич Бушуев посмертно реабилитирован в 1957 году.
Поделиться: