Пермская методика включает в себя три составляющие: юридическую (консультации и игровые суды. Автор юрист Роман Маранов ), психологическую (групповые и индивидуальные тренинги. Автор психолог Глеб Иванов ) и волонтерскую подготовку претендентов к работе в социальной сфере. Автор – руководитель эксперимента Ирина Кизилова. Подробно методика описана в изданной Молодежным «Мемориалом» книге «Альтернативная гражданская служба: пермский эксперимент». Всего с конца 90-х годов прошлого столетия и до принятия российского закона об АГС, благодаря пермской методике, было защищено право на замену военной службы по призыву на альтернативное гражданское служение Отечеству около 40 претендентов на АГС.
По итогам проведенных экспериментов пермские «мемориальцы» разработали свой вполне демократичный проект федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», в котором зафиксировали свое четкое понимание того, какой должна быть АГС в Российской Федерации. Вот лишь несколько основных положений нашего проекта: альтернативная гражданская служба ни в коем случае не может находиться под контролем военных; проходить ее нужно только в гражданских (государственных, муниципальных или общественных организациях, предприятиях и учреждениях). Соискатель АГС должен подавать заявление о замене военной службы альтернативной не в военные комиссариаты, а в призывные комиссии, возглавляемые гражданскими лицами. Доказывать наличие убеждений нет необходимости, достаточно их описать в заявлении. Срок АГС должен быть равным сроку военной службы по призыву. Принцип прохождения АГС - на территории постоянного проживания альтернативнослужащего. В 2002 году этот законопроект был внесен в Государственную Думу. Одновременно в ГосДуме находились еще несколько демократических проектов закона об АГС.
Общественная кампания за принятие демократичного закона об АГС
Но Правительство РФ в 2002 г . срочно внесло в ГосДуму свой проект, написанный под диктовку Министерства обороны. И послушное думское большинство начало «продавливать» именно его, несмотря на противостояние общественных организаций, объединившихся в 2002 году в Коалицию «За демократическую АГС» (один из инициаторов ее создания - Пермский «Мемориал»).
Особая дискуссия между участниками коалиции и военными шла о сроках прохождения АГС. Военные предлагали 4-5 лет. Участники коалиции утверждали, что это бессмысленная, скрытая попытка в зародыше удушить АГС. Но и авторы даже самых либеральных законопроектов, направляемых в ГосДуму, не решались предложить срок альтернативной службы меньший, чем 1,5 срока военной службы. Так, мол, и в большинстве Западных стран заведено – АГСники служат в полтора-два раза дольше, чем военные. Но если, скажем, в Германии на срочной службе солдаты проводят 9 месяцев, то срок АГС, умноженный на коэффициент 1,5, составлял во время нашей общественной кампании всего 12 месяцев. А сейчас он вообще приравнен к сроку военной службы. В России же при коэффициенте 1,5 продолжительность АГС дорастала бы до 3-х лет. Забегая вперед, скажем, что закон, принятый российскими «госдумцами» в 2002 году, еще увеличил этот коэффициент до 1,75 и тем самым удлинил на полгода и без того трудноподъемный срок альтернативной гражданской службы.
За время напряженной общественной кампании правозащитникам удалось добиться внесения нескольких поправок в проект закона, написанный под диктовку генералов. Но эти поправки лишь немного умягчили, принятый думцами Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Поэтому общественная кампания за внесение поправок в уже действующий федеральный закон продолжается.
Федеральный закон РФ «Об альтернативной гражданской службе», принятый в 2002 г. вступил в действие с 1 января 2004 г. К сожалению, он оказался совсем не тем, чего в течение почти 10 лет добивались правозащитные организации. Сразу после принятия закона Центр поддержки демократических молодежных инициатив (Молодежный «Мемориал») вместе с Коалицией начал добиваться от Государственной Думы РФ внесения необходимых поравок. Мы участвовали и участвуем в акциях по сбору подписей под обращением Всероссийской коалиции «За демократическую АГС!» к Государственной Думе о необходимости ускорить рассмотрение внесенных законопроектов о поправках в действующий сегодня Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». В числе этих законопроектов – и разработанный специалистами нашей организации, поддержанный Законодательным Собранием Пермского края законопроект, нацеленный на упразднение многих репрессивных положений действующего закона. Руководство Госдумы долгие месяцы отказывалось вернуться к обсуждению действующего Федерального закона об АГС. Наконец, в январе 2006г. под давлением общественности состоялось рассмотрение 10 проектов (в том числе, и нашего). К сожалению, пермские предложения были отвергнуты, как, впрочем, и все остальные.
Но пока поправки не приняты, мы использовали и продолжаем использовать в своей работе с АГСниками уже испытанные технологии: индивидуальное консультирование, гражданские экспедиции по изучению условий труда и быта альтернативнослужащих, экспертиза рабочих мест в учреждениях, подавших заявки на АГСников.
В рамках проекта «Военная реформа и АГС-2» мы проводим гражданскую экспертизу списка профессий, предложенных для АГС (с учетом возрастных ограничителей и требований к состоянию здоровья); проверки социально-бытовых условий прохождения АГС. Посещаем рабочие места альтернативнослужащих. Осуществлена командировка в Казань, где мы осмотрели общежитие, в котором живет более 40 альтернативнослужащих. Это помогает уяснить общую ситуацию со становлением АГС в России. Материалы встреч и бесед активно используются в издаваемом нами бюллетене «За демократическую АГС и военную реформу».
Консультируя молодых людей, желающих пойти на альтернативную гражданскую службу, мы обращаем их внимание на все трудности прохождения АГС по действующему федеральному закону. Таким образом, стараемся уберечь их от негативных последствий, вызванных незнанием или непониманием того, что может ждать их на АГС. Защищая права тех юношей, которые, несмотря на полученную объективную информацию, все-таки решились проходить АГС, обеспечиваем их и их работодателей литературой по правам альтернативнослужащих, издаваемой нами и Коалицией «За демократическую АГС!».
Участники проекта приняли участие в совещании, которое в это же время проводил в Казани секретариат Коалиции «За демократическую АГС!» совместно с Федеральной службой по труду и занятости, которой поручена организация АГС. Был также организован круглый стол с участием представителей органов Федеральной службы по труду и занятости, Министерства труда Республики Татарстан и общественных организаций Казани и предприятия-работодателя.
В октябре 2005 г . и в Перми появились 2 первых альтернативнослужащих. Оба – представители церкви Свидетели Иеговы. Этим ребятам очень повезло: их, несмотря на прописанную в Федеральном законе об АГС преимущественность экстерриториального принципа прохождения службы, направили не за пределы Пермской области и даже не за пределы своего родного города, а в областную детскую больницу.
С тех пор мы ведем постоянное наблюдение за прохождением АГС пермскими юношами, регулярно встречаемся с ними и их работодателями. Руководство больницы довольно работой ребят и просит нас помочь получить еще несколько альтернативнослужащих, так как этому лечебному учреждению (как и всем российским учреждениям здравоохранения и социальной сферы) очень не хватает санитаров. Но больница не сможет принять иногородних альтернативнослужащих, так как она не имеет общежития и средств на аренду жилья, которое она по закону обязана предоставить иногородним АГСникам.
По информации областного Управления по труду, всего от предприятий, организаций и учреждений Пермской области подано 40 заявок на альтернативнослужащих, но ни одно рабочее место для них не обеспечено жильем. В то же время на основе собственного исследования мы выяснили, что число вакантных рабочих мест только в учреждениях социальной сферы по области достигает 4000. Но так как все эти места не обеспечены жильем, руководители учреждений, за редким исключением, не подают заявки на альтернативнослужащих. Ситуация может измениться только с отменой экстерриториального принципа прохождения АГС и снятия запрета на направление альтернативнослужащих в муниципальные учреждения.
Поделиться: