С.В.Пономарев ©
Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в России еще в 18 веке. В 1762-63 гг. по приглашению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились представители Протестантской Церкви – менониты, убежденные пацифисты, которые помимо общих протестантских принципов спасения и всеобщего священства проповедовали отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. Россия была заинтересована в привлечении этих трудолюбивых людей и в 1787 г . императорским Указом им была предоставлена льгота – освобождение от военной службы.
История Российской Империи XIX века хранит множество свидетельств отказов от прохождения военной службы в царской армии. В подавляющем большинстве случаев мотивом отказа служили религиозные убеждения, так как в России было немало религиозных общин, вероучения которых не допускали несения военной службы, - духоборы, адвентисты, иеговисты, молокане, баптисты, староверы и т.д.
В 1874 году в России была введена всеобщая воинская повинность. Согласно Уставу о воинской повинности, для менонитов на определенное время сохранялась льгота на освобождение от службы в армии.
Введение в России всеобщей воинской повинности вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий и, в первую очередь, менонитов. Когда все без исключения колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было истолковано менонитами как требование, не совместимое с их религиозными убеждениями. По этой причине около 15 тысяч человек выехали за рубеж. Экономические последствия дальнейшей эмиграции членов этой большой и богатой религиозной общины вынудили правительство пойти на компромисс: в Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Российской империи до 1 января 1874 г ., освобождались от ношения оружия и отбывали сроки обязательной службы во вневойсковых командах .
Циркуляр Министерства Внутренних дел от 17 мая 1880 года определял порядок привлечения менонитов к отбыванию обязательной службы. Призыв к жребьеметанию, освидетельствование и прием на службу производился совместно с их сверстниками и с применением тех правил, которые были установлены для призыва и приема прочих новобранцев, но принятые на службу менониты не передавались в распоряжение уездных воинских начальников, а оставались в ведении государственных учреждений по воинской повинности, на которые возлагалась обязанность по отправке меннонитов в назначенные места службы .
Освобожденные от ношения оружия менониты отбывали обязательную службу, как правило, в особых лесных командах (в качестве лесников, объездчиков и надсмотрщиков), а также в пожарных отрядах и в мастерских морского ведомства.
Сформированные лесные команды состояли в ведомстве Управления землеустройства и земледелия и занимались разведением леса в Новороссийском крае, Екатеринославской, Таврической и Херсонской губерниях. Укомплектовывались эти подразделения рабочими из числа новобранцев, поступавших в состав команд к первому марта года следующего за годом призыва. Расходы по содержанию производились за счет государственной казны, а также за счет средств общины менонитов. Государство выделяло денежные средства для выплаты поденной платы обязанным рабочим, на лечение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.
Обязанные рабочие должны были служить в команде 4 года и только после этого могли быть уволены в запас по распоряжению начальника Управления земледелия. На обязанных рабочих формально распространялись правила призыва на военную службу, регулирование призыва военно-административным законодательством, состояние в штатных подразделениях – рабочих командах и строгое подчинение назначенным лицам. На них распространялось также военно-уголовное законодательство.
Но по своей сути это была гражданская служба, преследующая сугубо гражданские цели, организация которой возлагалась на ведомство Управления землеустройства и государственных имуществ, которое структурно не входило в состав Вооруженных Сил Российской Империи.
В дальнейшем льгота по освобождению от военной службы была пожалована духоборам, молоканам и последователям других сект. В начале ХХ века среди отказников числились евангелисты, баптисты, адвентисты седьмого дня и последователи учения Льва Толстого.
Отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В октябре 1876 года “Московские ведомости” сообщали о массовом отказе ссыльных уральских казаков служить в армии. До революции отказников в большинстве случаев осуждали на лишение свободы. С начала первой мировой войны (1914г.) до апреля 1917 года было осуждено 837 человек .
После революции 1917г. Советская Россия наряду с Великобританией ( 1916 г .) и Данией ( 1917 г .) стала одной из первых стран, признавших в ХХ веке право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести. Премьер Керенский подготовил указ об учреждении альтернативной гражданской службы, но указ не вошел в силу. С 20 января 1918 года декрет “О свободе совести, церковных и религиозных обществах” предоставлял гражданам возможность замены военной службы гражданской обязанностью.
4 января 1919г. был издан Декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям», позволявший альтернативную службу по религиозным убеждениям (санитары в госпиталях или другая общественно-полезная работа) и даже предусматривающий возможность полного освобождения от военной службы. Этот Декрет стал первым законодательным актом Советской республики, дающим реальное право на освобождение верующих от военной службы. Приняв его, Россия обратила на себя внимание мировой прессы и общественности, заслужив положительные отзывы .
Но жизнь показала, что этот документ не смог полностью и справедливо решить проблему. На практике, было очень сложно выделить лиц искренних убеждений из среды желающих уклониться от несения обязанностей военной службы, начались злоупотребления путем использования пробелов в праве. Но уже через год Совнарком ужесточил процесс замены военной службы вневойсковой. Объединенный совет религиозных общин и групп объявлен контрреволюционным и распущен.
Летом 1923 года был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержащий специальную главу «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулирующий порядок судебного производства. Суды с участием экспертов, используя заключения различных религиозных и светских учреждений и лиц, скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается тех религиозных взглядов, которые дают основания освободить его от военной службы. Суды определяли также, какая именно работа назначается взамен воинской службы, куда и в какой срок должен явиться освобожденный для выполнения этой работы .
В январе 1925 года принят Закон “Об обязательной военной службе”. Круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен. Было исключено полное освобождение призывника от военной службы .
В начале 30-х годов в СССР проводились различные эксперименты по замене воинской службы трудовой повинностью. Так, законом об обязательной воинской службе в редакции 1930г. (ст. 12.16.52-54) вводился новый вид воинской повинности – военно-производственная служба. Согласно ему, часть призываемых рабочих, инженеров и техников вместо воинских частей направлялась на заводы и фабрики оборонной промышленности (авиационной, судостроительной, химической и др.), где и работали до окончания срока своей службы (2 года). Таким образом, предполагалось восполнить кадры квалифицированных рабочих и техников на оборонных предприятиях.
Однако это нововведение встретило большие трудности и, в общем, привело к отрицательным результатам. Прежде всего, данная категория призывников оказалась без всякого надзора. Военное ведомство считало, что заботиться о них должна администрация промышленных предприятий, которая в свою очередь полагала, что поскольку это военнослужащие, то и обязанности предприятия ограничиваются лишь их использованием на производстве. Людей назначали на должности без учета их квалификации, что, естественно, сказывалось на заработке. И в итоге военно-производственная служба постановлением ЦИК СНК от 30 июня 1931г. была отменена. Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 года, хотя после передачи кураторства над церковью НКВД он стал чистой формальностью . И только спустя более пятидесяти лет Россия вновь возвратилась к вопросам альтернативной гражданской службы.
«Альтернативная Гражданская Служба: прошлое, настоящее, будущее…». Под ред. Захарова И.Г, Поповой А.А.. М.: «Грааль», 2000г.
Сборник циркуляров Министерства внутренних дел по вопросам воинской повинности // «Альтернативная гражданская служба: прошлое, настоящее, будущее». Под ред. Захарова И.Г, Поповой А.А.. М.: «Грааль», 2000г.
Сайт центра миротворческих и правозащитных действий. // http://www.antimil.narod.ru/frame.htm
НГ-религии, приложение к “Независимой газете”, № 109, 5.05.2002г.
Московский комсомолец, № 44, 26.02.2002г.
Сайт центра миротворческих и правозащитных действий. // http://www.antimil.narod.ru/frame.htm
Российская газета, № 7, 15.02.2002г.
Поделиться: