Губернатору Пермского края
В. Ф. Басаргину
Председателю Законодательного Собрания Пермского края
В. А. Сухих
Председателю Правительства
Пермского края
Тушнолобову
Министру социального развития
Пермского края
Абдуллиной
Правление Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал» и пермский городской Совет Ассоциации жертв политических репрессий вновь обращаются к краевым властям в связи с проблемами в сфере социальной поддержки жертв политических репрессий в Пермском крае.
Напомним, что жертвы политических репрессий – это пожилые, в большинстве своём одинокие, больные люди, перенесшие трагедию гибели родных и близких, потерявшие имущество, здоровье, выросшие в условиях массовых нарушений их гражданских и социальных прав. Эти обстоятельства всегда заставляли нас вновь и вновь ставить вопрос об уровне социальной обеспеченности данной категории.
Усилия, предпринимаемые законодательной и исполнительной властью Пермского края для того, чтобы сохранить и увеличить объём социальной поддержки реабилитированных лиц, предусмотренный федеральным и региональным законодательством, нельзя признать достаточными. В некоторых случаях установленные законом меры социальной поддержки репрессированных реализуются лишь частично (как например, компенсация проезда железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации) или не реализуются вообще (как например, оплата стоимости медицинских услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов).
Отдельная и самая больная проблема связана с улучшением жилищных условий реабилитированных лиц, имеющих инвалидность и являющихся пенсионерами. Несложные расчёты показывают, что при существующих темпах предоставления субсидий (единовременной денежной выплаты) на приобретение или строительство жилых помещений пожилые люди, вставшие на учёт в органах местного самоуправления в 2009-2011 годах, смогут получить жилищные сертификаты только через 20(!) лет. Учитывая возраст реабилитированных лиц, состоящих на жилищном учёте (а 34% из них – это люди старше 79 лет), многие из них просто не доживут до получения субсидии.
Подробно об этих проблемах изложено в нашей аналитической справке (прилагается к обращению), которую мы подготовили к встрече с губернатором края 9 июня 2014 года. Кстати, на этой встрече с активом общества «Мемориал» Виктор Фёдорович обещал дать поручения по поиску эффективных решений указанных проблем. Однако, с того времени мы не получили никаких ответов о том, что предпринимаются реальные шаги по улучшению ситуации. Более того, мы скорее получаем негативные сигналы.
Так, при планировании краевого бюджета на ближайшие три года вновь выделены небольшие суммы на предоставление жилищных сертификатов. Это значит, что проблема по улучшению жилищных условий реабилитированных кардинально не решается, она остаётся.
Далее. Нам стало известно, что Законодательное Собрание Пермского края на днях приняло в первом и во втором чтениях изменения в закон о региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг и предоставлении гражданам субсидий на их оплату. По этому закону из прежних 16 категорий льготников 12 – и в том числе реабилитированные лица и пострадавшие от политических репрессий, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами – потеряют право на льготный размер максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, равный 18%. Это значит, что для отдельных наших ветеранов расходы в этой сфере возрастут на 4%. И это при том, что уровень доходов по Пермскому краю только за первое полугодие 2014 года и так снизился на 4,2%.
Хочется задать вопросы.
Почему краевой закон принимается кулуарно, без обсуждения с профильными ветеранскими общественными организациями? Почему нарушается Устав Пермского края, обязывающий органы власти проводить публичные обсуждения всех социально значимых законопроектов? Почему принятие этого и других подобных законодательных актов поддерживается региональным Министерством социального развития, которое по своему предназначению должно в первую очередь оберегать, защищать ветеранов, стремиться только улучшать их положение?
Мы понимаем, что сейчас сложная ситуация с принятием краевого бюджета на ближайшие три года. Но мы не понимаем и не принимаем, когда сокращения его расходной части происходят за счёт ветеранов. Ничего другого, кроме очередной обиды, возмущения и раздражения, у них и у всех неравнодушных пермяков подобные действия законодательной и исполнительной власти не вызовут.
Это будет восприниматься как новое унижение.
Приближается очередной День памяти жертв политических репрессий 30 октября. В нашем крае снова пройдут митинги и собрания общественности, на которых снова будут звучать не только слова о необходимости сохранения и увековечивания памяти о жертвах террора, но и требования по решению социальных проблем тех, кто выжил и прошёл через трагедию. Последние шаги краевой власти скорее демонстрируют уход от их решения, что разрушает доверие, которое эти люди к ней ещё испытывают.
Не допустите этого!
Правление Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал» и Совет Ассоциации жертв политических репрессий
СПРАВКА
О некоторых проблемах по реализации мер социальной поддержки жертв политических репрессий в Пермском крае
Усилия, предпринимаемые исполнительной властью Пермского края для того, чтобы сохранить объём социальной поддержки реабилитированных лиц, предусмотренный федеральным и региональным законодательством, нельзя признать достаточными. В некоторых случаях установленные законом меры социальной поддержки репрессированных реализуются частично или не реализуются вообще.
Необходимо учитывать, что жертвы политических репрессий – это пожилые, в большинстве своём одинокие, больные люди, перенесшие трагедию гибели родных и близких, потерявшие имущество, здоровье, выросшие в условиях массовых нарушений их гражданских и социальных прав. Эти обстоятельства заставляет нас вновь и вновь ставить вопрос об уровне социальной обеспеченности данной категории.
Компенсация проезда железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона Пермской области от 30.11.2004 №1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» реабилитированные лица, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами имеют право на компенсацию проезда один раз в год железнодорожным транспортом (в оба конца) по территории Российской Федерации (далее – компенсация).
Предоставление компенсации регламентируется Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края, утверждённым Указом губернатора Пермской области от 21.01.2005 №11 (далее – Положение). В 2012 году этой услугой воспользовались 1471 человек и было компенсировано из средств краевого бюджета 5 738 700 рублей, в 2013 году – 1243 человека и компенсировано 6 272,95 тыс. рублей,
за 3 месяца 2014 года услугой воспользовались 264 человека и выплачено около
824,4 тыс. рублей.
а) В соответствии с абзацем 6 пункта 3.1. Положения «при осуществлении поездки железнодорожным транспортом компенсируется стоимость билета на проезд в жестком вагоне с 4-х местным купе скорых поездов и в вагонах и поездах более низкой категории».
Однако со времени принятия Положения обстановка изменилась. В настоящее время на многих железнодорожных маршрутах курсируют только фирменные скорые поезда. Реабилитированные лица вынуждены приобретать билеты в вагонах таких категорий поездов. Однако в соответствии с упомянутым Положением им компенсируется только часть затраченной на проезд суммы.
Кроме того, для получения компенсации проезда в фирменном поезде реабилитированное лицо обязано предоставить в территориальный орган Министерства социального развития Пермского края по месту жительства справку железнодорожных касс о стоимости проезда в жестком вагоне. Следует отметить, что справка выдается железнодорожными кассами платно. Стоимость одной справки составляет 75 рублей. Стоимость справки при этом не компенсируется.
Таким образом, условия предоставления реабилитированным льгот ухудшены, что не соответствует требованиям статьи 153 Закона РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, согласно которой при изменении порядка реализации льгот и выплат отдельным категориям граждан сохраняются условия их выплаты и совокупный объём финансирования, действовавшие на 31.12.2004.
На основании изложенного предлагаем изменить формулировку абзаца 6 пункта 3.1. Положения следующим образом: «при осуществлении поездки железнодорожным транспортом компенсируется полная стоимость билета в купейных вагонах с четырехместными купе, независимо от категории поезда».
б). Необходимо изменить порядок выдачи компенсации в тех случаях, когда репрессированные граждане по уважительной причине (болезнь или другие чрезвычайные обстоятельства) не смогли реализовать своё право на компенсируемый один раз в год проезд железнодорожным транспортом (в оба конца) по территории Российской Федерации. В таких случаях предлагается возвращать репрессированным гражданам невыплаченные им средства.
Оплата стоимости медицинских услуг
по изготовлению и ремонту зубных протезов
Для проживающих в Пермском крае реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, острой остается проблема зубопротезирования. Из-за сложного материального положения большинство реабилитированных не имеет возможности оплатить стоимость медицинских услуг по изготовлению и ремонту необходимых зубных протезов.
Меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 971,52 руб., которую получают в настоящее время реабилитированные лица, не компенсируют стоимость услуги по зубопротезированию, которая в настоящее время является дорогостоящей. Стоит напомнить, что только стоимость месячного льготного проездного документа составляет 67,9% (660 руб.) от всей ежемесячной денежной выплаты.
Право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов) было установлено статьёй 16 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» № 44 от 18.10.1991 г.
Во исполнение Федерального Закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ был принят Закон Пермской области от 03.11.2004 № 1830-388 (ред. 07.06.2010, с изм. от 16.12.2010) «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области», в котором в соответствии со статьей 7.1 реабилитированным, имеющим инвалидность или являющимися пенсионерами, право на бесплатное зубопротезирование заменили оказанием медицинской помощи по зубопротезированию в рамках программы добровольного медицинского страхования в порядке, определяемом нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Статьей 7.1 указанного Закона Пермской области установлено, что страховая сумма на оказание медицинской помощи по зубопротезированию составляет 1800 рублей. Страховые взносы вносятся реабилитированным в размере 50 рублей в месяц в течение трёх лет путем удержания по его заявлению из суммы ежемесячной денежной выплаты.
Для реализации указанных норм Закона Пермской области Указом губернатора Пермского края от 07.07.2005 г. № 108 утверждён порядок оказания отдельным категориям граждан, в том числе и реабилитированным, медицинской помощи в рамках добровольного медицинского страхования, который регламентирует оказание данного вида медицинской помощи. Оказание медицинской помощи по зубопротезированию застрахованным реабилитированным лицам должно производиться согласно очередности, сформированной страховой организацией, и согласно сумме поступивших страховых взносов. При этом сумму, превышающую стоимость оказанных услуг, реабилитированный должен оплачивать за свой счёт.
Однако сегодня изложенная выше схема оказания реабилитированным медицинской помощи по зубопротезированию фактически не действует. В нарушение Указа губернатора от 07.07.2005 г. №108 оказание этого вида медицинской помощи прекращено. Стоимость услуг по зубопротезированию реабилитированные вынуждены полностью оплачивать сами.
Таким образом, условия предоставления реабилитированным гражданам льгот ухудшены, что не соответствует требованиям статьи 153 Закона РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, согласно которой при изменении порядка реализации льгот и выплат отдельным категориям граждан сохраняются условия их выплаты и совокупный объем финансирования, действовавшие на 31.12.2004.
Необходимо отметить, что в целом ряде регионов мера социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования сохранена. Это, например, Мурманская, Московская, Свердловская, Тюменская, Оренбургская области, Красноярский край, республика Татарстан и ряд других субъектов Российской Федерации.
В настоящее время на территории Пермского края проживает 12 426 реабилитированных граждан. В связи с отсутствием сведений о средней стоимости зубопротезирования в Пермском крае, финансово-экономическое обоснование к данной справке предоставить невозможно. Однако считаем, что Пермский край имеет финансовые возможности для предоставления данной меры социальной поддержки для столь немногочисленной категории граждан.
Улучшение жилищных условий
На настоящий момент в Пермском крае приняты два закона, регулирующие возможности для улучшения жилищных условий пожилых людей, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Первый из них, Закон Пермской области от 30.11.2004 № 1830-388
«О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области», подразумевает первоочередное право на получение субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилых помещений для реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, и проживающих совместно членов их семей. Получение субсидии на улучшение жилищных условий за счёт средств бюджета Пермского края осуществляется в порядке очередности, в зависимости от даты постановки на учёт в органах местного самоуправления.
В бюджете Пермского края ежегодная плановая сумма на улучшение жилищных условий реабилитированных лиц, имеющих инвалидность и являющихся пенсионерами, сегодня обозначена в 19,1 млн. рублей. В среднем это позволяет обеспечивать жилищными сертификатами в год не более 15-20 семей.
Лишь в 2012 году Законом Пермского края «О бюджете Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 год» на улучшение жилищных условий реабилитированных лиц, имеющих инвалидность и являющихся пенсионерами, было предусмотрено 57,3 млн. рублей, которые были распределены по муниципальным районам и городским округам. Это позволило получить жилищные сертификаты сразу 62 семьям.
Но уже в 2013 году ситуация вновь вернулась к сумме 19 млн. рублей. На 1 января 2014 года в очереди состояло 389 семьи реабилитированных граждан. В 2013 году сертификаты получили всего 24 семьи, поставленных на учёт до 2001 года и частично в 2002 году, из них приобрели жилье 19 семей, а оплата сертификатов 5 семей, не успевших приобрести жилье в 2013 году, осуществляется за счет финансирования 2014 года. Дополнительные 3 млн. рублей, которые выделены в 2014 году из бюджета края на обеспечение жильем реабилитированных лиц, не покрывают полностью оплату сертификатов 2013 года.
Следовательно, движение очереди вновь замедлилось. В 2014 году сертификаты получат 15 семей реабилитированных лиц. Однако уже два реабилитированных лица, попавшие в списки получателей сертификатов в 2014 году, не успели реализовать свое право на приобретение жилья в связи со смертью.
Несложные расчёты показывают, что при существующих темпах предоставления этой формы социальной поддержки пожилые люди, вставшие на учёт в органах местного самоуправления в 2009-2011 годах, смогут получить жилищные сертификаты только через 20 лет. Учитывая возрастной ценз реабилитированных лиц, состоящих на жилищном учете, (34% из них имеют возраст старше 79 лет) многие из них просто не доживут до получения субсидии.
Второй нормативный документ, Закон Пермского края от 14.07.2008
№ 255-ПК (ред. от 14.12.2012) «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» позволяет улучшить условия проживания реабилитированным лицам, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, путём получения жилого помещения из государственного жилого фонда по договору социального найма, в том числе во внеочередном порядке для реабилитированных граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодным для проживания. С их согласия реабилитированные лица могут быть обеспечены жилыми помещениями путем предоставления субсидий за счет средств бюджета Пермского края на приобретение (строительство) жилья в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Однако фактически этот закон не работает, поскольку государственный жилой фонд в регионе отсутствует, бюджетом Пермского края средства на реализацию данного закона не предусмотрены и порядок обеспечения субсидиями граждан в рамках закона не установлен. Соответственно, по этому закону грубо нарушаются обязательства Пермского края перед данной категорией лиц.
Стоит отметить, что если бы даже государственный жилой фонд в Пермском крае и был, то его поэтапное распределение среди нуждающихся могло бы нарушить очередь на улучшение жилищных условий, построенной на хронологии, с учетом даты постановки на учёт в органах местного самоуправления. Учитывая то, что более 40% реабилитированных граждан, состоящих на жилищном учёте, проживают в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, в ветхом жилье, либо не имеют жилья, это создало бы определённые социальные риски и напряжение (обиды, жалобы и т.д.).
Потребность в финансировании на обеспечение жильем реабилитированных лиц на 01.04.2014 составляет около 430 млн. рублей. Выходом из ситуации могло бы стать значительное увеличение в бюджете Пермского края ежегодной плановой суммы на улучшение жилищных условий реабилитированных лиц, имеющих инвалидность и являющихся пенсионерами, которая бы позволила решить проблему в самые короткие сроки. Финансово-экономическое обоснование может предоставить Министерство социального развития Пермского края. Уверены, что Пермский край имеет финансовые возможности для быстрого и поэтапного решения проблемы, например, в три года. Тем самым мы сможем закрыть вопрос о предоставлении данной меры социальной поддержки для столь немногочисленной категории граждан.
В заключение
Уважаемый Виктор Фёдорович!
В данной справке Пермским «Мемориалом» представлены лишь самые острые проблемы по реализации мер социальной поддержки жертв политических репрессий в Пермском крае. Эти проблемы постоянно озвучиваются ими на наших собраниях, встречах и консультациях. В свою очередь, это являлось поводом для неоднократных обращений Правления общества «Мемориал» в краевые органы власти. Однако, ситуация в корне так и не поменялась. Поэтому мы выражаем надежду на ваше непосредственное участие и принятие политически верных решений в этих вопросах.
Отметим также, что мы выступали и за изменение федерального законодательства, посвящённого социальной поддержке жертв репрессий, которое устарело или по различным причинам не применяется в повседневной практике. Это нашло отражение в предложениях общества «Мемориал» к созданию долгосрочной целевой краевой программы общественно-государственной программы (текст предложений был выслан с письмом 12.11.2013 г.).
Нам известно, что рабочей группой при Президенте РФ, членом которой Вы являетесь, создаётся Федеральная целевая программа «Об увековечивании памяти жертв тоталитарного режима». В ней тема развития социальной поддержки реабилитированных граждан отсутствует. Это прискорбный факт, но он лишь означает, что эта тема должна эффективно и последовательно решаться усилиями региона.
Роберт Рамилевич Латыпов,
председатель Пермского краевого отделения общества «Мемориал»
22.09.2014 г.
Поделиться: