(текст утвержден на Конференции Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал» 31 октября 2011 года)
В Пермском крае многое делается для увековечения памяти жертв политических репрессий. При содействии Законодательного Собрания и краевой администрации издается Книга памяти «Годы террора». Благодаря усилиям общественных активистов и органов местного самоуправления издаются районные и городские Книги памяти жертв политических репрессий. В Перми, Кудымкаре, Краснокамске, Добрянке, Верещагино, Кунгуре и других муниципальных образованиях созданы памятники жертвам сталинского террора. При активном участии общества «Мемориал» в местах расположения массовых захоронений репрессированных, бывших спецпоселков и лагерей ГУЛАГа установлено более 50 временных памятных знаков. На протяжении многих лет участники молодежных волонтерских экспедиций общества «Мемориал» занимаются поиском мест захоронений, устанавливают памятные знаки, записывают воспоминания граждан о пережитых ими и их близкими тяжелых испытаниях.
В соответствии с постоянно действующим распоряжением председателя правительства Пермского края от 28.06.2007 г. №66-РПП в краевом центре, муниципальных образованиях проходят мероприятия, посвященные памяти жертв сталинского террора. Краевой и городской бюджеты участвуют в финансировании ежегодных поездок репрессированных на 12-й километр Московского тракта вблизи г. Екатеринбурга. Здесь, на месте массовых захоронений расстрелянных в 1937-1938 гг. уральцев (в том числе около 7 тысяч жителей Прикамья), родственники погибших могут отдать дань памяти своим родным и близким.
Всего за годы Советской власти на территории Пермской области политическим репрессиям подверглись около 37 тысяч человек, около 200 тысяч крестьян были раскулачены.
Сегодня в Пермском крае проживают около 15 тысяч реабилитированных жертв политических репрессий. Процесс реабилитации пострадавших подходит к завершению. Немалую роль в этой работе играют органы прокуратуры, а также комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Комиссии организуют работу по консультированию репрессированных, решают вопросы их социальной поддержки. Более 200 семей репрессированных, благодаря выделяемым краевым бюджетом субсидиям, смогли улучшить жилищные условия, более 300 человек, имеющих статус реабилитированных, прошли оздоровительный курс в краевом госпитале инвалидов Великой Отечественной войны.
Однако, несмотря на сказанное, проводящуюся в крае работу по увековечению памяти жертв тоталитарного режима вряд ли можно считать удовлетворительной, соответствующей требованиям времени. Следует признать, что население края плохо информировано о событиях недавнего прошлого. Увековечение памяти жертв сталинизма остается уделом сравнительно небольшой части общественников, а также родственников погибших. Этой работе не хватает системности, масштаба, смысл ее зачастую недоступен рядовым гражданам, не затрагивает их интересы. В результате люди легко подпадают под влияние тоталитарных мифов, распространяемых некоторыми общественными движениями и политическими партиями, публично заявляющими о своей приверженности сталинизму.
Краевое отделение международного общества «Мемориал» считает, что эти опасные тенденции могут быть преодолены лишь при условии реализации целевой общественно-государственной Программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима». В ходе ее разработки и утверждения на краевом уровне должен быть достигнут консенсус различных групп населения, для чего необходимо провести серию дискуссий и общественных слушаний, организовать выступления разработчиков и сторонников Программы в СМИ. Успех в реализации Программы возможен лишь при условии согласованных действий общественных организаций и государственных, муниципальных органов власти.
Координация работ по реализации долгосрочной региональной общественно-государственной Программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима»
В качестве основных координаторов работ по реализации региональной общественно-государственной Программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима» предлагаются Министерство образования Пермского края и Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края.
Сроки реализации Программы установить с 2014 по 2018 годы.
Направления деятельности в рамках Программы
Просветительская работа с населением
Основой просветительской работы вокруг темы памяти о трагическом прошлом должен стать личностный подход. Мы сможем внести перелом в представлениях людей лишь при условии, если сумеем избавиться от проповедования общих тем и абстрактных подходов, воздвигающих стену между слушателем и неквалифицированным просветителем. Мы должны рассказывать и показывать (иллюстрировать) историю сталинского террора не вообще, а на примере конкретных судеб наших земляков, страдавших в застенках тюрем НКВД, в лагерях ГУЛАГа, потерявших родных и близких в годы сталинской коллективизации, в период «Большого террора» 1937-1938 годов. Наши слушатели, читатели, зрители должны почувствовать, что речь идет не о давних и чужих событиях, а о людях, живших рядом, в том же городе, возможно, на соседней улице.
В конечном итоге цель всех этих информационных, просветительских, воспитательных мероприятий – привлечь наших сограждан, особенно молодёжь, к активному участию в реализации данной Программы, оказании помощи престарелым жертвам репрессий, к самостоятельному изучению документальных, архивных материалов по истории тоталитарного прошлого.
Предлагается:
- Министерству культуры и массовых коммуникаций Пермского края:
а. совместно краевым обществом «Мемориал» создать в Перми общедоступный информационно-библиотечный центр, который бы включал в себя документальные и художественные произведения, фильмы, рассказывающие об истории политических репрессий в стране и в бывшей Пермской (Молотовской) области. В этом центре следует сосредоточить письменные и документальные свидетельства о сталинском терроре, записи воспоминаний пермяков, ставших жертвами репрессий. Информационно-библиотечный центр предлагается разместить в краевой библиотеке им. Горького. Здесь можно будет проводить просветительские семинары для преподавателей истории образовательных учреждений Перми и Пермского края, проводить дискуссии на актуальные темы, организовывать встречи населения с жертвами террора и т.д.
б. разработать и реализовать план по созданию музейных экспозиций и выставок на темы истории политических репрессий в краевом Краеведческом музее, а также в музеях, действующих на территории муниципальных образований края.
в. Совместно с краевым обществом «Мемориал» внести предложения по организации взаимодействия с региональными СМИ, разработать перспективный план освещения в них проблем увековечения памяти жертв политических репрессий, обеспечить этой работе финансовую и организационную поддержку.
- Министерству образования Пермского края:
а. разработать методические пособия для учителей-историков, студентов исторических факультетов вузов, посвященные темам увековечения памяти жертв политических репрессий. В них должны содержаться рекомендации экспертов по методикам преподавания различных аспектов истории тоталитарного периода, анализу причин массовых нарушений прав человека. Этими материалами должны быть обеспечены каждое среднее образовательное учреждение, каждый вуз.
б. совместно с краевым обществом «Мемориал» организовать региональный конкурс школьных и студенческих исследовательских работ по теме политических репрессий в Пермской (Молотовской) области.
- краевому обществу «Мемориал» совместно с учеными, историками, исследователями провести серию лекций, дискуссий и общественных слушаний по теме увековечения памяти жертв тоталитарного режима.
Памятники и памятные знаки
В территориях Пермского края, как уже говорилось, существует до десятка памятников и более 50 временных памятных знаков, так или иначе связанных с историей государственного террора тоталитарного режима и памятью о его жертвах.
В подавляющем большинстве случаев эти памятники и знаки установлены по инициативе и на пожертвования населения края, общества «Мемориал», иногда – муниципальных властей. Однако из-за отсутствия необходимых денежных средств Памятники жертвам репрессий многие годы не ремонтируются, территория вокруг них не благоустраивается. Памятные знаки (закладные камни, самодеятельные кресты и т.п.), создаваемые ради того, чтобы они со временем стали настоящими памятниками, за малым исключением, так ими и не стали.
В большинстве случаев памятники и памятные знаки, посвященные истории террора, не имеют юридического статуса. Они не внесены в Федеральный перечень объектов исторического и культурного наследия, не поставлены на учет в Министерстве культуры и массовых коммуникаций Пермского края. Эти памятники не защищены от вандализма и административного произвола, их охрана и поддержание в надлежащем виде не обеспечены.
Предлагается:
- Министерству культуры и массовых коммуникаций Пермского края, краевому обществу «Мемориал» разработать и осуществить региональную программу установки памятников, памятных знаков, мемориальных досок, посвященных жертвам политических репрессий.
- провести учет и паспортизацию всех уже имеющихся памятников, памятных знаков и мемориальных досок, посвященных жертвам террора или связанных с его историей; выступить с ходатайством о включении этих памятников, памятных знаков и мемориальных досок в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального, регионального или местного значения.
- принять меры для присвоения юридического статуса памятникам жертвам политических репрессий. Для памятников и занимаемых ими земельных участков необходимо разработать процедуру урегулирования правоотношений, связанных с землепользованием и градостроительной деятельностью, имущественными отношениями.
- принять меры по обеспечению охраны всех памятников и памятных знаков, защиты их от проявлений вандализма.
- Министерству культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Пермской городской администрации выделить средства на реконструкцию и обустройство Памятника жертвам политических репрессий, расположенного на Егошихинском кладбище г. Перми.
- органам самоуправления муниципальных образований принять меры для проектирования и строительства на месте временных мемориальных знаков памятников жертвам политических репрессий.
Места захоронений жертв репрессий
В Пермском крае нет официально выявленных и взятых под государственную охрану мест захоронений расстрелянных, заключенных лагерей и тюрем, ссыльных и депортированных, репрессированных по политическим мотивам. В то же время такие места известны населению, краеведам и историкам, активистам общества «Мемориал». На севере Пермского края сохранились десятки лагерных кладбищ с характерными номерами погребенных там политических заключенных. Народная память хранит сведения о массовых захоронениях в Перми, Соликамске, Усольском районе, Кудымкаре. Именно здесь люди, желающие исполнить долг памяти о близких и родных, строят памятники, устанавливают памятные знаки и мемориальные доски.
Несмотря на это, в крае сложилась сомнительная и безнравственная в своей основе практика: отсылать родственников расстрелянных на 12-й километр Московского тракта неподалеку от города Екатеринбурга. Там, якобы, находится единственное на Урале массовое захоронение жертв репрессий. При этом обращения пермской общественности в органы власти, в региональное управление ФСБ, в органы прокуратуры с просьбой открыть местные данные о расположении захоронений погибших в годы сталинского террора пермяков на протяжении многих лет остаются без ответа.
В связи с этим предлагается:
- считать выявление, сохранение, обустройство и мемориализацию мест захоронений расстрелянных, заключенных лагерей и тюрем, ссыльных и депортированных, репрессированных по политическим мотивам – задачей, имеющей не только политическое, но и огромное нравственное значение.
- обязать региональное управление ФСБ по Пермскому краю, главное краевое управление МВД, краевое агентство по делам архивов провести специальный поиск в государственных и ведомственных архивах с целью выявления и максимально полного документирования мест захоронений жертв террора.
- Министерству культуры и массовых коммуникаций Пермского края:
а. организовать работу исследователей и специалистов по анализу имеющихся архивных фондов, содержащих акты о расстрелах, документы, фиксирующие смерти заключенных и спецпоселенцев.
б. принять меры по обустройству и мемориализации выявленных кладбищ и захоронений, установить в этих местах памятные знаки, распространить в средствах массовой информации исторические сведения, документы, свидетельствующие о преступлениях, совершенных здесь в годы сталинского террора.
в. разработать и внести в Законодательное Собрание Пермского края проект регионального Закона, устанавливающего для мемориальных кладбищ жертв террора особый юридический статус, аналогичный статусу мемориальных воинских кладбищ.
г. разработать и осуществить комплекс мер, направленных на недопущение дальнейшего разрушения и исчезновение мест захоронений жертв террора, на сохранение этих мест захоронений в их исторических границах.
Музейно-мемориальные комплексы
В начале 90-х годов прошлого века Пермский край одним из первых в стране приступил к созданию Мемориального музея истории политических репрессий на базе бывшей политической зоны «Пермь-36». За прошедшие годы Мемориальный музей принял тысячи посетителей, он стал известен не только в стране, но и в мире. Однако, проблема мемориализации мест, связанных с историей политических репрессий в Прикамье, не может ограничиваться музеем «Пермь-36». Потребность в создании подобных историко-просветительских объектов ощущается в Перми, Кудымкаре, Добрянке, Соликамске и других населенных пунктах края.
При этом считаем непродуктивными и ненужными любые попытки повторить масштабы музея «Пермь-36». Речь может идти лишь о создании на базе сохранившихся объектов репрессивной политики 1920-50-х годов просветительских площадок, цель которых – исследовать драматические события местной истории, рассказать о судьбах репрессированных, об их семьях, детях, проживавших в этом городе, поселке, рядом с домом, где мы сегодня живем. Эти просветительские площадки могут стать помощниками образовательных учреждений, учителей-историков, когда они вместе с учащимися, студентами приступают к изучению истории политических репрессий в СССР.
Первая такая площадка создается Пермским краевым обществом «Мемориал» на базе сохранившихся объектов бывшей тюрьмы НКВД №2 в Перми (ныне хозяйственные помещения Театра кукол). За два года своей работы активисты «Мемориала» провели около 100 уроков-экскурсий, в которых приняли участие более 2 тысяч школьников и студентов.
Аналогичный проект можно осуществить на базе действующего в городе Перми следственного изолятора (в прошлом – тюрьмы НКВД №1). С этим историческим объектом связаны судьбы тысяч пермяков, ставших жертвами политических преследований 1929-50-х годов, а также правозащитников 1960-80-х годов, последних политических узников коммунистического режима.
Как известно, в феврале 2011 года Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека представил Президенту РФ государственно-общественную программу «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении». В ней, в частности, намечено создание двух Музейно-мемориальных комплексов общенационального значения, посвященных истории террора тоталитарного режима, – в Москве и Санкт-Петербурге. Считаем, что для огромной страны, пережившей общенациональную трагедию, создания двух таких комплексов недостаточно. У нас нет сомнений в том, что Мемориальный музей «Пермь-36» готов стать (и уже им фактически является) ещё одним Музейно-мемориальным комплексом общенационального значения.
Особая тема – ситуация, связанная с упоминавшимся выше Мемориальным комплексом на 12-м километре Московского тракта неподалеку от города Екатеринбурга. По официальным данным здесь захоронены 18,5 тысяч уральцев, расстрелянных в 1937-1938 годах. Из них около 7 тысяч – жители Пермской области, наши земляки. В середине 90-х годов несколько уральских регионов совместно финансировали строительство на месте массовых захоронений памятных стелл с именами расстрелянных, здания под будущий музей и другие объекты. К сожалению, на этом все и закончилось. Уникальный комплекс оказался вне общественного внимания: в Екатеринбурге и других городах Урала практически нет информации о Мемориале, о событиях, происшедших здесь 75 лет назад, об известных и тысячах безвестных людей, ставших жертвами сталинского террора. Здесь не ведутся историко-археологические работы, не проводятся экскурсии, сюда не проложен ни один автобусный маршрут, нет ни одного издания, информационного буклета, рассказывающего об истории Мемориала на 12-м километре. Пермское общество «Мемориал» считает, что такое положение нетерпимо, его необходимо общими усилиями исправлять.
Предлагается:
- краевой администрации, Министерству культуры и массовых коммуникаций Пермского края подготовить предложения федеральному центру о придании статуса Музейно-мемориального комплекса общенационального значения Мемориальному музею «Пермь-36».
- Министерству культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Министерству образования Пермского края, комитету по культуре администрации города Перми, краевому обществу «Мемориал» реализовать мероприятия, направленные на активное включение в сферу гражданского образования молодежи просветительского центра на базе сохранившихся объектов бывшей тюрьмы НКВД №2 в Перми, рассмотреть вопросы об оказании организационной и финансовой поддержки этому проекту.
- Министерству культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Министерству образования Пермского края, комитету по культуре администрации города Перми, краевому обществу «Мемориал» подготовить предложения о восстановлении шефства регионов Урала над Мемориальным комплексом на 12-м километре Московского тракта неподалеку от города Екатеринбурга. Внести эти предложения на рассмотрение органов власти, общественности регионов Урала. Необходимо разработать план совместных мероприятий, реализация которых позволит вернуть комплексу статус памятника истории и культуры Урала, превратить его в центр гражданского и патриотического воспитания молодежи.
Публикация архивной информации о политических репрессиях
Открытость архивов, возможность получения и публикации исследовательских материалов, касающихся темы политических репрессий – одно из важнейших направлений данной Программы. Сегодня в общественном сознании широко бытует мнение, что власть, препятствуя доступу к архивным документам, сознательно, по каким-то своим основаниям, скрывает от граждан правду о прошлом. Де факто закрытость архивов создает впечатление, что нынешняя Россия не порвала с террором тоталитарного режима, считает его позорные тайны своими и скрывает их. Одновременно, ограничение доступа к архивной информации подпитывает демагогию сталинистов, позволяя им отрицать давно установленные факты.
Однако даже при ныне действующем и весьма строгом федеральном законодательстве об архивах, на региональном уровне можно предпринять шаги, которые бы способствовали большей информированности граждан. Так, по закону «Об архивах» продолжает действовать 75-летний срок давности, по которому для всех, кроме реабилитированных жертв или их родственников и лиц, действующих по их доверенности, полностью закрыт доступ к хранящимся в архивах следственным делам. В 2012-2013 годах заканчивается срок давности для документов печально известного «Большого террора» 1937-1938 годов.
Предлагается:
- обязать региональное управление ФСБ по Пермскому краю, главное краевое управление МВД, краевое агентство по делам архивов ускорить перевод в общий доступ архивных материалов о репрессиях периода 1936-1938 годов, открыть их для молодых исследователей, ученых, краеведов, составителей «Книг памяти», журналистов, пишущих на темы, связанные с репрессиями. Для этого, в частности, предусмотреть возможность работы с копиями архивных документов в общедоступном информационно-библиотечном центре в краевой библиотеке им. Горького.
- Министерству культуры и массовых коммуникаций Пермского края предусмотреть в краевом бюджете дополнительные финансовые возможности для археографической обработки архивных материалов, представляющих научный и общественный интерес, для их последующей публикации.
Социальная поддержка жертв репрессий
К настоящему времени многие положения федерального и регионального законодательства, посвященные социальной поддержке жертв репрессий, устарели или по различным причинам не применяются в повседневной практике.
Предлагается:
- Министерству социального развития Пермского края, Законодательному Собранию Пермского края, краевому обществу «Мемориал»:
а. провести общественные слушания по вопросам социальной поддержки жертв политических репрессий в Пермском крае с участием депутатов всех уровней, представителей исполнительной власти.
б. пересмотреть на региональном уровне или выступить с законодательной инициативой по следующим проблемам социальной поддержки репрессированных:
1. о пересмотре предусмотренных сегодня в Законе «О реабилитации жертв политических репрессий» размеров единовременных компенсаций (75 рублей за месяц заключения и не более 10 тысяч рублей за конфискованное имущество, включая дом), которые сегодня выглядят просто издевательством. Размеры единовременных компенсаций должны быть повышены до приемлемого уровня, соответствующего нынешним возможностям государства.
2. Социальные ежемесячные выплаты жертвам репрессий должны осуществляться из средств федерального бюджета. Это принципиально важно не только для самих реабилитированных, но и для адекватного осознания проблемы обществом, поскольку репрессии осуществлялись государством, а не отдельными регионами.
3. размер социальных ежемесячных выплат (социальной поддержки) жертвам репрессий должен быть единым, независимо от места проживания реабилитированных.
4. должны быть предусмотрены не только денежные выплаты, но и натуральные льготы, прежде всего, медицинского характера – в связи с преклонным возрастом подавляющего большинства реабилитированных.
Многие нынешние ведущие предприятия Пермского края создавались трудом узников. Было бы справедливо, если бы краевая администрация, общественные организации обратились к руководству этих предприятий с предложением направлять часть прибыли в специально учрежденный общественно-государственный фонд, призванный поддерживать реабилитированных граждан.
Поделиться: