Этот курс, разработанный пермским врачом высшей категории и неврологом Петром Петровичем Долгих, состоит из пяти занятий. Мы надеемся, что их описание может стать полезным для сотрудников социально ориентированных НКО, планирующих организовать подобные курсы.
Курс «Школа долголетия»
Весь секрет продления жизни состоит в том,
чтобы не укорачивать ее
(Фейхтерслебен, врач, 19 век)
Актуальность темы
В начале 1980-х годов проблема старения населения Земли стала предметом специального рассмотрения Организации Объединенных Наций (ООН). В 1991 г. взгляды международного сообщества на место и роль пожилых людей получили свое выражение в «Принципах ООН в отношении пожилых людей». Документ ООН «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста» предусматривает меры по обеспечению их независимости, ухода, условий для всесторонней реализации их потенциала, возможности вести достойный образ жизни. 1999 г. был объявлен ООН Международным годом пожилого человека.
В 1991 г. численность населения России составляла 148,5 млн. человек, а в 2006-ом – 142,7 млн. человек. По данным прогноза Отдела экономики и социальных вопросов секретариата ООН, численность населения России в 2025 г. составит 129,23 млн. человек, а в 2050 – 111,75 млн. человек.
В России наблюдается устойчивый рост доли лиц старшего возраста, составляющих сейчас около 25 % от общей численности населения, а в 36 регионах – до 27, 7 %
В экономически развитых странах доля лиц старше 60 лет составляет от 12 % до 22% общей численности населения. По прогнозам ООН, численность людей старше 60 лет в мире достигнет к 2025 г. 1,2 млрд. человек (в 1992 – более 400 млн.). Предполагается, что вскоре пожилые люди составят треть всего населения страны. В связи с этим вопросы старения населения имеют особую актуальность.
Соответственно постарению населения растет число пожилых людей, нуждающихся, прежде всего в медико-психологической помощи. В настоящее время, контингент пожилых людей оказывается наименее защищенным, что приводит к хроническому стрессу, психическим и соматическим заболеваниям.
Различные страны по-разному подходят к социальной защите лиц пожилого возраста, учитывая сложившийся национальный менталитет, традиции, опыт развития социальной работы и уровень подготовки кадров социальных работников, их статус в обществе, степень экономического развития страны и т.д. Этот опыт является достоянием и других стран, которые в настоящее время ищут пути решения проблемы старения населения и создания для тех, кто достиг пенсионного возраста, условий благополучной жизни не на принципах «спокойного доживания», а на основе полнокровного участия в жизни общества в силу своих возможностей и желаний. Проблема поколения жертв политических репрессий созвучна общим проблемам для пожилого населения России. Для того, чтобы люди в пожилом возрасте оставались самостоятельными, они должны обладать достаточно хорошим здоровьем.
Всемирная Организация Здравоохранения определяет активную старость как «процесс оптимизации возможностей в плане здоровья, повышения качества жизни по мере старения».
Для большинства лиц пожилого возраста характерны явления социально- культурной недостаточности, связанные с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности, частичной либо полной неспособностью выполнять социально- культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально- демографических характеристик.
Одной из наиболее значимых проблем стареющего организма является развитие деменции (главной угрозы для каждого человека, и для всего общества) – прогрессирующего заболевания, когда появляется забывчивость, изменения в характере, неспособность сосредоточиться, утрачиваются привычные навыки и способность совершать самые простые действия.
В дальнейшем эти люди требуют значительных финансовых затрат на уход и содержание как со стороны семей, так и государственных структур здравоохранения и социального обеспечения.
Среди лиц в возрасте 65 лет и старше умеренная или тяжелая деменция встречается в 3,0%-7,7% случаев. О социальной значимости этой проблемы свидетельствует и то, что более чем у половины пожилых пациентов с деменцией летальный исход наступает в среднем в течение полутора-двух лет после того, как был поставлен диагноз.
Медикаментозная помощь, к сожалению, на сегодняшний день мало эффективна, а имеющиеся в арсенале врачей средства довольно дороги, и прием их необходим в течение всей жизни.
Врачи считают, что у людей с высшим образованием риск заболевания намного ниже, чем у тех, кто после школы ни разу не брал в руки книгу. И это вполне понятно – бездействующий мозг быстрее атрофируется.
Доказано также, что регулярные физические упражнения играют решающую роль в поддержании здоровья пожилых людей и в замедлении процессов старения, в том числе слабоумия. Таким образом, продолжение пожилыми людьми своего образования, занятия умственным трудом, являются важным психогигиеническим фактором сохранности трудоспособности, источником самопознания и самореализации личности, ее потенциальных возможностей.
Доказано, что для профилактики старческого слабоумия, необходима умственная тренировка. Это могут быть чтение, занятия музыкой, обучение на каких-нибудь курсах –
одним словом, интеллектуальные занятия.
Сегодня при постоянно ухудшающемся уровне здоровья людей, увеличении количества пожилых людей, инвалидов, в условиях возрастания стоимости медицинских услуг, особенно актуальной является система реабилитационных и профилактических мероприятий в виде медико-психологической помощи людям еще не требующих посторонней помощи, могущих себя обслуживать, и в определенной мере социально активных.
По признанию самих пожилых, им важен сам факт существования в обществе службы поддержки, на деле реализующей их социальную защищенность, психологическую и моральную поддержку, т.е. то, что пожилые называют «повысить уверенность в завтрашнем дне».
Наша задача – научить пожилых людей эффективно, без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия с окружающими людьми.
Проводимая нами лечебно-оздоровительная программа рассчитана на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма человека (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создания и поддержания у него положительного психологического фона и через эти механизмы достижения соответствующих благоприятных медико-социальных показателей его здоровья. В том числе сохранение и улучшение памяти, внимания, создание положительных эмоций, оказание помощи в удовлетворении потребностей в социальном общении, уважении, самовыражении.
Тематические лекции, которые мы проводим с пожилыми людьми, имеют просветительское значение в системе реабилитации и профилактики значимых заболеваний в пожилом возрасте, а в целом и продлению жизни.
Поделиться: