Не знать истории – значит всегда быть ребенком
Цицерон
Пермский «Мемориал»: жизнь в истории
Для понимания того, что и для чего мы делали, реализуя проект «ВМЕСТЕ!», считаем необходимым познакомить вас с программными установками деятельности Пермского «Мемориала».
В начале XXI века Россия всё ещё не может справиться с опытом, пережитым ею в ХХ столетии. Наверное, в России должно вырасти новое поколение, не связанное напрямую с повседневным опытом советской эпохи и не заставшее пору мифологизированной советской истории. Возможно, именно оно сумеет, наконец, взвешенно подойти к трагической истории России в ХХ веке.
Проблемы отношения к советскому прошлому, стоящие перед всем российским обществом, несомненно, касаются и молодёжи. Опыт работы Пермского «Мемориала» показывает, что лучшую часть молодёжи глубоко волнует то, что произошло с их дедами и отцами, несмотря на распространённый тезис о безразличном отношении молодёжи к прошлому, о жизни только сегодняшним днём.
Тем не менее, молодёжь крайне мало знает о новейшей истории своей страны. В школьных и вузовских учебных программах лишь вскользь упоминаются политические репрессии сталинского периода и годы преследований советских диссидентов.
Но тогда возникает вопрос: как, какими методами знакомить молодое поколение с тоталитарной эпохой и её последствиями, особенно если учесть, что и сами их родители зачастую еще не осмыслили происшедшее с ними? И что же мы хотим получить в результате своей просветительской деятельности?
Вот те основные принципы, которые исповедует Пермский «Мемориал» в реализации своей молодёжной историко-просветительской программы.
Для нас изучать историю – значит «жить в истории». Мы убеждены, что только так можно понять истоки, связи, причины сегодняшних и будущих общественных сдвигов, т.е. обладать историческим сознанием. Мы считаем крайне важным прямой контакт молодёжи с историей, с её вещественными и документальными свидетельствами, а ещё лучше с её живыми и активными участниками.
Пермский «Мемориал» и Молодёжный «Мемориал» взяли на вооружение принцип, который мы называем «деятельностным началом». Этот принцип пронизывает все наши идеи в работе с молодёжью: слово должно быть дополнено действием – абсолютно свободным, добровольным. Слово, не реализованное в действии, в поступке, в преодолении остается только словом. Оно может быть умным и убедительным, но только проверенное действием оно открывает дверь в реальную жизнь, в историю.
Самый яркий пример такого подхода – это волонтёрская помощь в строительстве Мемориального музея истории политических репрессий «Пермь-36». Начиная с 1995 года, ежегодно пермский «Мемориал» проводит летние волонтёрские лагеря на базе музея. Этот музей создаётся на месте одного из последних политлагерей страны, действовавшего до декабря 1987 года. Когда наши волонтёры участвуют в ремонтных работах на строительстве музея, они не просто строят забор или белят стены барака, они прикасаются к предметам, каждый из которых свидетельствует о тоталитарном произволе. Когда здесь, в бывшей политической зоне, они встречаются с бывшими заключёнными, узнают кто ходил по этим дорожкам, кого содержали в камерах, когда размышляют о том, какими были эти люди, о чём они думали, что заставило их сделать свой выбор… В эти моменты история в буквальном смысле оживает, она сама даёт уроки. Ребята работают, действуют. И думают, ищут ответы на свои вопросы.
Мы стремимся придать реальный, почти вещественный смысл слову «память». Показать, что прошлое – не абстракция, его «населяли» живые люди, оно было соткано из конкретных человеческих судеб. Такая память, память о людях способствует рождению у молодого человека чувства причастности к общему (с поколением его родителей и дедов) прошлому, позволяет ощутить себя членом сообщества, обладающего определёнными, отличными от других чертами, собственной системой ценностей, т.е. «вписаться» в историю.
Пример тому – волонтёрская социальная служба «Мемориала». Молодые люди начинают ухаживать за старым человеком, пострадавшим в годы политических репрессий, ветераном войны и труда. Знакомятся, помогают ему, общаются с ним. Постепенно перед ребятами оживают судьбы, неведомая прежде история целого поколения. Мы не говорим нашим волонтерам: «Вы должны стать гражданами, людьми». Этот процесс идёт будто сам собой. Мы только даём поле для деятельности и пытаемся обеспечить высокую мотивацию. Чтобы волонтёр понимал: если он ухаживает за старым человеком, то он не только делает благое дело, но и в своём роде «делает сам себя», историю своей личности. Гражданское и историческое сознание неразделимы, они обусловлены друг другом.
Добровольчество является нашей принципиальной идеей. Считаем добровольчество важнейшим методом социализации молодого человека. Пример – молодёжные историко-просветительские экспедиции «По рекам памяти». Суть проекта: соединение туристического сплава с идеями добровольчества, поисковой и исследовательской работой, правовым просвещением участников лагеря. Ребята сплавляются по северным рекам Пермского края. По тем местам, где располагались лагеря и спецпосёлки ГУЛАГа. Участники экспедиций собирают воспоминания местных жителей, зарисовывают и фотографируют места бывших лагерей ГУЛАГа, ставят временные памятные знаки на местах захоронений. В этих экспедициях соединяются прошлое и настоящее. Долг памяти перед погибшими пересекается с задачей не позволить трагическому прошлому уйти в забвение и личным переживанием молодого человека, его пониманием и соучастием.
Александр Калих,
почётный председатель
Пермского краевого отделения
Международного общества «Мемориал»
Поделиться: