С.В.Пономарев©
Невоенная служба может включать такую деятельность, как здравоохранение, помощь инвалидам и престарелым, воспитание детей, строительство и ремонт зданий, охрана национальных ресурсов, помощь при катастрофах, сельское хозяйство, развитие инфраструктур. Формы этой деятельности варьируют в зависимости от страны и программы.
В Западной Европе число отказников в течение последних лет холодной войны от середины 60-х до конца 80-х возросло в семь раз. В некоторых странах Северной Европы в начале 90-х один из четырех призывников заявлял об отказе по убеждениям. В Германии в 1991 151 тыс. отказников.
Отказ по убеждениям стал недавним явлением в бывших соцстранах и бывшем СССР, и в таких самобытных государствах как ЮАР, Швейцария, Израиль.
В 1990 году СБСЕ согласилось признать предложенные 35-ю странами формы и разновидности альтернативной гражданской службы для отказников в качестве замены военной службы.
В США в конце войны во Вьетнаме больше молодых людей были освобождены по отказу, чем призваны в армию. Широкомасштабный отказ от призыва и воинской повинности явился причиной отзыва Вооруженных формирований из Юго-Восточной Азии и прекращения набора в войска в 1973 г . Во время кризиса и войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг., 1500 - 2000 срочнослужащих и резервистов в США заявили об отказе по убеждениям.
Внедрение АГС является эффективным средством для признания государством права на отказ по убеждениям. Примечателен факт, что Международная Амнистия ( Amnesty International ), ведущая правозащитная организация, в 1990 признала, что отказник, отказывающийся проходить АГС и осужденный за это, как "узник совести" рассматриваться не может.
В Европе в течение 1-й мировой войны какое-либо легальное право на отказ по убеждениям абсолютно отрицалось со стороны правительств всех воюющих стран. Тем не менее, в США и Великобритании в соответствии с традициями уважения свободы личности и вероисповедания неохотно, но признавали право на отказ по убеждениям.
Во время 2-й мировой войны США и Великобритания вновь составляли исключение в области признания права на отказ по убеждению. Те, кто хотел служить в нестроевых частях, подлежали призыву. Кто не желал носить военную форму, направлялись на сельхозработы, лесохозяйство, в здравоохранение. В отличие от 1-й мировой войны, отказники в обеих странах служили в основном под командованием гражданских лиц. В США большинство проходящих АГС трудились в лагерях Civilian Public Service - Гражданской Общественной Службы, находящейся в ведении методистской церкви. Большинство абсолютистов (свидетели Иеговы например) напротив, были осуждены за отказ от сотрудничества (6000 чел. в США).
После 2-й мировой войны США и Великобритания расширили понятие отказа по убеждению и внедрили АГС во многих общественных и частных агентствах. Практика проводилась до закрытия института призыва в вооруженные силы в 1963 г . в UK и 1973 г . в США.
Кампания за признание права на отказ по убеждениям началась в 1969 году. Ранее об отказе заявляли только Свидетели Иеговы (подвергавшиеся тюремному заключению). В 1970 г . Парламент отклонил внесённый правительством законопроект о введении военной службы без оружия. Это происходило в период режима Франко. В 1971 году несколько человек отказались от военной службы по политическим убеждениям. Когда один из них, Хосе Луис Беунца, был заключён в тюрьму, началась мощная международная кампания, завершившаяся маршем протеста от Женевы до Валенсии. В конце 1971 г . Беунца был освобождён и сразу же призван на службу. В это время он начал работать в школе и в письме к одному из генералов заявил, что выполняет, таким образом, свой гражданский долг. После чего вновь был осуждён на 1 год тюрьмы за дезертирство и на 15 месяцев лагерей в Испанской Сахаре.
В 1973 стало возможным прохождение военной службы без оружия. После падения режима Франко, в 1976 году была объявлена амнистия всем осуждённым за отказ по убеждениям. В этом же году был принят Закон об отказе по убеждениям, но в нём признавались только религиозные убеждения.
В декабре 1984 года был принят новый Закон, предусматривающий для подавшего заявление об отказе по убеждениям проведение индивидуального экзамена перед комиссией. После принятия этого Закона более 100 организаций grassroots подали жалобу в Конституционный суд по поводу практики «проверки убеждений», которая, по их мнению, противоречила ст.16 Конституции о праве на «свободу мировоззрения». В конце концов, жалоба была отклонена, и с февраля 1988 года Закон об отказе по убеждениям официально вступил в силу.
После введения института АГС, первые 49 отказников в апреле 1989 года поступили на альтернативную службу. Число отказников, проходящих АГС, неуклонно повышалось из года в год, и в 1997 году Испания вышла по этому показателю на первое место в Европе.
Проведение кампании за тотальный отказ от военной службы послужило причиной того, что тема воинского призыва вошла в повестку дня политических дебатов. После запуска кампании тема военной службы и сознательного отказа ежедневно обсуждалась на страницах печати и была одной из ведущих во время предвыборных дебатов 1989 года. Непосредственно в Стране Басков и Каталонии целый ряд организаций и социальных групп выступили против существующего законодательства по сознательному отказу.
Институт призыва закреплён в ст. 30 Конституции 1978 года. Законодательной базой является Закон о военной службе 1991 г ., с последующими дополнениями и изменениями в 1993 и 1994 гг. Срок военной службы составляет 9 месяцев. Студенты получают отсрочку на 2 года, но не более чем 3 раза. Около 30 % молодых людей ежегодно получают освобождение от военной службы по медицинским показаниям. Призываются на военную службу юноши с 19 лет.
Право на сознательный отказ официально признано в ст. 30 (2) Конституции 1978 года. Законодательной базой является Закон об отказе по убеждениям 1984 года, вступивший в силу с 1988 года. Признаются религиозные, этические, гуманитарные и философские убеждения как причина сознательного отказа.
В военное время отказники проходят службу в гражданской обороне.
Заявления об отказе по убеждениям должны подаваться за 2 месяца до начала военной службы. Во время прохождения военной службы подача заявлений не допускается.
Заявления в письменном виде направляются в Национальный Совет по сознательному отказу, гражданский орган с одним представителем от Министерства обороны. Может проводиться устный экзамен, но на практике заявления принимаются автоматически, при условии правильного составления и наличия всех необходимых документов.
В случае отказа заявитель может подавать апелляцию в судебные инстанции.
Срок АГС составляет 13 месяцев. Находится в ведении Министерства юстиции. Может проходить как в госучреждениях, так и в НГО, в областях гражданской обороны, молодёжных служб, социальных служб, здравоохранения, экологии и т.д., при этом превалирует государственный сектор.
Число вакансий для прохождения АГС ограничено: в 1996 г . на 93.279 отказников приходилось 65 000 вакансий. Поэтому отказники могут ожидать предоставления вакансии по несколько лет: в 1997 году таких было 250 000 человек.
В октябре 1997 г . верховный суд принял постановление: если в течение 18 месяцев после получения статуса сознательного отказника правительство не может предоставить ему рабочее место, он освобождается от прохождения АГС.
Низкая вероятность предоставления вакансии, а, следовательно, и прохождения собственно АГС, приводит к значительному увеличению числа подаваемых заявлений об отказе, поскольку это легальный и действенный способ избежать как военной, так и альтернативной службы.
Первые отказники от военной службы по убеждениям заявили о себе в начале 50-х годов, но только в конце 60-х, после ряда студенческих протестов и рабочих забастовок, отказ по убеждениям приобретает черты серьёзного политического и общественного явления в жизни Италии.
Законодательство 1950 г разрешило прохождение службы в нестроевых частях. Закон 1966 г распространил освобождение от строевой службы на молодых людей, выполняющих гражданскую службу в развивающихся странах.
Закон 1972 г признал право на отказ по убеждениям для тех, "кто заявил об отказе от применения оружия при любых обстоятельствах в силу убеждений, основанных на общей жизненной концепции религиозного, философского или морального характера". Заявление об отказе по убеждениям означало проведение экзамена, в ходе которого «выяснялись искренность и мотивы, приведшие к отказу», и сам факт отказа подвергался серьёзному осуждению.
Закон 1972 г также установил, что отказники могут выполнять альтернативную гражданскую службу. Ранее эта служба была на 8 месяцев дольше военной (20 месяцев).
Отказники могли работать в области общественных работ, социальной защиты, образования, экологии. В случае войны, отказники могли быть направлены в нестроевые части, даже если это влекло за собой определенный физический риск. С 1989 г гражданская и военная службы одинаковы по продолжительности.
До 1972 число отказников было незначительно и было ограничено в основном свидетелями Иеговы. Большинство из них были отданы под суд.
В 80-е и 90-е годы развитие альтернативной службы больше определялось возвратом Италии к статусу государства всеобщего благосостояния, а отсюда значительной эволюцией в условиях существования молодого поколения Италии.
Реакция нынешнего итальянского правительства состоит в переходе на полностью профессиональную армию в течение 4 - 5 лет. Ожидаемое число добровольцев составит 215,000, из которых 120,000 будут служить в частях. В этом проекте правительства гражданские службы не предусмотрены, хотя в политических кругах такие предложения рассматриваются.
В декабре 1998 года количество свободных вакансий для прохождения АГС составляло 62,000 при числе альтернативщиков - 71,402.
В Италии есть две организации, которые представляют интересы и защищают права альтернативщиков - это ассоциация Отказники против насилия и Лига отказников по убеждению. Нельзя сказать, чтобы они всесторонне поддерживаются администрацией, напротив, часто они вынуждены вступать в конфликт с Министерством обороны и даже с работодателями, у которых проходят службу отказники.
Исторически как явление гражданская служба зародилась в небольших сообществах, общинах, в некоммерческих организациях, волонтёрских группах, в группах прихожан. Общая картина складывается из многообразия опыта множества проектов. Не было некой национальной идеи, распространённой повсеместно, как правило, всё начиналось в небольших сообществах.
Концепция «Национальной службы» исторически и органически увязана в Израиле с практикой военной службы. С системой полного призыва в Израиле со времени получения им независимости в 1948 г самый высокий удельный вес граждан, проходящих военную службу из всех демократических государств. В армию ежегодно призываются 80% мужчин и 60% женщин от общего числа гражданской молодежи. При населении примерно 5 млн. человек, вооруженные силы Израиля составляют свыше 170 000, из которых 120 000 - призывники. Общая численность армии, включая резервистов, - 500 000 человек.
Таким образом, армия в Израиле полностью интегрирована в структуре израильского общества. Отношение к воинской службе в Израиле традиционно положительное и, несмотря на ее обязательный характер, уклоняться от призыва в молодежной среде не принято.
В Израиле предусмотрена молодежная гражданская служба, как для евреев, так и для арабов. Она включает службы жизнеобеспечения, объединение различных социальных групп на основе общих интересов, укрепление положения арабов в Израиле, пропаганда идей социального равенства и национального самосознания в среде молодежи.
До 1994 г программа национальной службы в Израиле касалась исключительно молодых верующих еврейских женщин, освобожденных от воинской повинности. Каждый год к участию в Sherut Leumi (в переводе «национальная служба») привлекаются около 5000 израильских еврейских девушек. Программа охватывает 90% учащихся религиозных школ, не призванных в армию. Теперь стало нормой, что девушка, не проходящая военную службу, занята в гражданской службе. Большинство служат один год, 15% служат 2 года в следующих областях: образование - в религиозных школах; здравоохранение; общественная помощь полиции; суды; социальные службы; уход за престарелыми; различные детские организации; новостройки; работа с иммигрантами; служба общественного планирования и т.д.
В 1994 произошло несколько событий: Sherut Leumi разделилась на две независимые организации: « Bat Ami » и «Национальная ассоциация добровольцев», примерно равновеликие.
« Bat Ami » начала вовлекать в свою деятельность как девушек, так и юношей. Так же была образована новая нерелигиозная молодежная служба, как для евреев, так и для арабов, не призванных на военную службу. Она носит название « Shlomit » и рассчитана на 400 человек. Так же были образованы еще несколько меньших служб, в арабском секторе, в движении кибуц, при некоторых муниципалитетах.
Быстрое развитие этих программ и их готовность принять в свои ряды новые группы участников, включая арабскую молодежь, является свидетельством востребованности национальной молодежной гражданской службы в Израиле и заинтересованности в этом социальных и общественных институтов.
Поделиться: