Исторический раздел:

Исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)


Исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) – крупное учреждение в системе мест лишения свободы СССР, существовавших в 1920 – 1950-е годы под руководством Главного управления лагерей и мест заключения НКВД-МВД СССР.

Термин «исправительно-трудовой лагерь» следует понимать не как отдельную зону, в которой отбывали наказание заключённые, а, прежде всего, как большое лагерное управление, совокупность большого числа лагерных зон, объединённых для решения специальных производственных задач.

На Карте ГУЛАГа под пиктограммой ИТЛ отмечены места расположения штабов лагерных управлений, которые возглавляли и координировали деятельность своих подразделений: отдельных лагерных пунктов, командировок, больниц и т.д.

Knizhka_udarnika ИТЛ представлял собой сложную многофункциональную организацию. В его основные задачи входили: «обеспечение госбезопасности», то есть изоляция заключённых и недопущение их побегов, «перевоспитание и исправление посредством общественно-полезного труда» и решение определённых производственных задач.

За реализацию каждой функции отвечал специальный отдел или часть: вооруженная охрана (ВОХР) – за безопасность; культурно-воспитательная часть (КВЧ) – за перевоспитание; производственно-эксплуатационная часть – за производственную деятельность. Все эти службы подчинялись начальнику лагеря [1].

«Временная инструкция о режиме содержания заключённых» 1939 года указывала на то, что лагерные пункты и командировки должны были организовываться вблизи объектов будущих работ, а заключённые обязаны работать по назначению администрации лагеря. Главной целью пенитенциарной практики в СССР определялось «эффективное использование труда заключённых»[2].

Исправительно-трудовой лагерь организационно подчинялся не местному, региональному управлению исправительно-трудовых лагерей и колоний (в Прикамье это было УИТЛК по Молотовской области), а напрямую Главному управлению лагерей и мест заключения НКВД-МВД СССР в Москве. В каждом ИТЛ находился стационарный административно-хозяйственный центр, располагавшийся в крупном посёлке или чаще городе, с обязательно развитыми коммуникациями – дорогами, телефонной связью. Центр должен был координировать и организовывать деятельность своих отдельных лагерных пунктов (ОЛП), а также небольших лагерных командировок, организуемых на производственно значимых местах. Именно эти центры, штабы лагерных управлений, которым подчинялись многочисленные лагерные зоны, отмечены на нашей Карте ГУЛАГа.

Исправительно-трудовой лагерь имел, как правило, сложную структуру. Он делился на  лагерные отделения (ЛО), которым в свою очередь подчинялись отдельные лагерные пункты (ОЛП), то есть непосредственные лагеря, зоны. Лагерные пункты в свою очередь могли содержать лагерные участки. Из ОЛПов или лагерных участков выделялись Строительство ШироковскойГЭС. Шпалорезка. ГАРФ.Ф.9401.Оп.3.Д.13.Л.33 бригады и командировки. При прокладке новых железнодорожных линий ОЛПы или лагерные участки часто носили название «колонны» или «трассы».

Следует учесть, что все эти лагерные подразделения изначально носили временный характер, они действовали только пока имели производственную необходимость. Это могло быть два-три месяца, а могло быть и несколько лет. Поэтому их количество, сама структура ИТЛ постоянно менялись: как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

В ИТЛ в 1930 – 1950-е годы устанавливались три категории режима содержания заключённых: строгий, усиленный и общий.

В лагерях ГУЛАГа НКВД-МВД, расположенных на территории Молотовской области , было сосредоточенно большое количество заключённых, осуждённых за различные преступления. К ним в частности относились: «политические» (осужденные по 58 статье УК РСФСР), уголовники, «бытовики» (лица, осуждённые за бытовые преступления), «указники» (лица, осуждённые по Указам Президиума Верховного Совета СССР – за прогулы без уважительных причин, за неоднократные опоздания на работу свыше 20 минут, за самовольный уход с предприятия оборонного значения и другое), военнопленные, «мобилизованные» (те, кто принуждался к исполнению трудовой повинности в составе рабочих колон и батальонов Трудовой армии в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.).

Zaklyuchennyye_vo_vremya_stroitelstva_zheleznoy_dorogi В «лесных» лагерях и колониях большинство заключённых составляли уголовники, в то время как в «промышленных» – «политические». Это объяснялось тем, что на лесоповале особой квалификации не требовалось; прежде всего, нужна была физическая сила. В то время как в «промышленных» лагерях и колониях требовались специалисты, а среди «врагов народа» таковых было немало.

В годы Великой Отечественной войны в Прикамье, как и в других регионах СССР, появилась ещё одна, особая группа лагерей – проверочно-фильтрационные (ПФЛ). Туда направлялись бойцы Красной Армии, побывавшие во вражеском плену (в том числе и служившие в гитлеровских военизированных формированиях), а также оказавшиеся на оккупированной территории лица призывного возраста. Многие из тех, кто успешно прошёл фильтрацию (то есть были признаны незамеченными в преступлениях и связях с зарубежными разведками), оставались надолго в ПФЛ по чисто политическим и экономическим мотивам [3].

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР  от 25 октября 1956 года [4] признало «нецелесообразным дальнейшее существование ИТЛ МВД СССР как не обеспечивающих выполнения важнейшей государственной задачи – перевоспитания заключённых в труде». Согласно этому постановлению, все исправительно-трудовые лагеря были переданы в подчинение МВД союзных республик (по территориальной принадлежности) и впоследствии реорганизованы в исправительно-трудовые колонии (ИТК).

С этого момента ГУЛАГ, как подразделение МВД СССР и система исправительно-трудовых лагерей, прекратил своё существование.

 

Использованные источники и литература:

  1. ГАРФ, Ф.р-5446. Оп.55. Д.2061. Л.3-8. Положение об исправительно-трудовых лагерях 1930 года. /ГУЛАГ, 1918-1960. Документы. М., 2002. С. 66.
  2. ГАРФ, Ф.р-5446. Оп.55. Д.2061. Л.3-8. Временная инструкция о режиме содержания заключенных в ИТЛ НКВД СССР  1939 года.
  3. Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929-1953г.). Ек-Пермь., 2003. С.207.
  4. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №1443–719с от 25 октября 1956 г.

 

* * *

Список исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГА НКВД-МВД СССР, действовавших на территории Пермского края (бывшей Молотовской области) в 1920 – 1950-е годы

 

В списке перечислены лишь лагерные управления центрального подчинения, без упоминания исправительно-трудовых лагерей и колоний, подчинявшихся по территориальному признаку (в нашем случае – это УИТЛК по Молотовской области).

Список структурирован в хронологическом порядке – от даты приказа о создании ИТЛ. Использованы как основные названия лагерных управлений, так и иные, которые также упоминались в официальных документах.

При создании Карты использованы материалы, опубликованные в справочнике «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР».

 

Название лагерного управления

Время существования

Вишерский ИТЛ (Вишлаг, Вишерлаг)

1928 – 1934

Кунгурский ИТЛ

1931

Усольский ИТЛ (Усольлаг)

1938 – 1960 (и далее)

Усть-Боровской ИТЛ

1938

ИТЛ строительства Соликамского ЦБК (ИТЛ Соликамского строительства, ИТЛ Соликамстроя, Соликамский ИТЛ, Соликамбумстрой, Соликамлаг)

1939 – 1946

Широковский ИТЛ (Широкстрой, Широк-Вилухстрой, Широклаг)

1942 – 1949

Понышский ИТЛ (ИТЛ и Строительство Понышской ГЭС, Понышстрой)

1942 – 1948

Ныробский ИТЛ (Ныроблаг)

1945 – 1960 (и далее)

Соликамский оздоровительный лагерь (Соликамоздорлаг, Соликамский инвалидный ИТЛ)

1946 – 1948

Строительство 881 и ИТЛ (ИТЛ при Строительстве 881, ИТЛ при Спецстроительстве 881)

1946 – 1949

Кусьинский ИТЛ (Кусьинлаг)

1946 – 1953

Кизеловский ИТЛ (Кизеллаг)

1947 – 1960 (и далее)

Строительство 915 и ИТЛ

1949 – 1950

Строительство 384 и ИТЛ (Глазовлаг, Глазовский ИТЛ, ИТЛ Строительства 384)

1949 – 1953

Косьвинский ИТЛ (Косьвинлаг, Косьвинстрой)

1949 – 1950

Молотовский ИТЛ (ИТЛ Молотовстроя, Молотовлаг)

1950 – 1953

ИТЛ Усольгидролес

1951 – 1953

 

Записей не найдено.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
| Шаламоведение в 2023 году: Обзор монографий
Воспоминания узников ГУЛАГа
«Вместе!»
ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
| «Не для того везли, чтобы освободить…»
| «Смерть Сталина спасет Россию»
| Главная страница, О проекте