На карте Прикамья уже 1400 объектов сталинского ГУЛАГа


Автор: Роберт Латыпов

01.06.2018

Ровно столько сейчас отражено на веб-ресурсе, который методично и скрупулёзно составляют активисты Пермского «Мемориала»

«Карта террора и ГУЛАГа в Прикамье» создаётся ими уже пять лет с намерением собрать вместе сведения обо всех местах заключения и ссылки, действовавших в сталинский период на территории нынешнего Пермского края. Это тюрьмы, многочисленные спецпосёлки, «отдельные лагерные пункты», зоны, колонии, командировки, спецкомендатуры и штабы крупных лагерных управлений… Каждый такой объект не только выделяется на региональной Карте отдельной пиктограммой, но и сопровождается собственной архивной справкой. Причём, вся информация о таких гулаговских учреждениях берётся только из ранее секретных документов НКВД – сводных таблиц, дислокаций, справок, приказов, которые в настоящий момент рассекречены, хранятся в государственных и ведомственных архивах и доступны исследователям. Авторы карты исходят из принципа «презумпции доверия» к этим документам, понимая, что такие материалы – в силу своей специфики и прежней секретности – содержат наиболее достоверные сведения о реализации репрессивной политики в 1930 – 1950-е годы.

Все созданные и опубликованные на сайте справки чрезвычайно сухие и внешне отдают какой-то малоинтересной бухгалтерской отчётностью. Чаще всего, они содержат лишь скупые сведения – о численности «спецконтингента» на конкретный период времени, о категориях репрессированных, о видах производственной деятельности. Реже можно найти упоминания фамилий начальников, описание жилищных и бытовых условий. Авторы веб-ресурса максимально ушли от собственных оценок. Здесь практически нет их комментариев; скорее только пояснения, необходимые для понимания отдельных терминов и вопросов. Здесь только цифры и факты. Тем не менее, даже при минимуме информации этого вполне достаточно, чтобы каждый такой «населённый пункт» был отмечен и нашёл на карте своё отражение. И благодаря такой публикации масштаб и размеры пермского острова «Архипелага ГУЛАГ» становятся для нас всё более чёткими, понятными, а с каждым обновлением информации – и всё более жуткими.

Палатки для проживания заключённых Понышского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР (Чусовской район Молотовской области). Зима 1942 – 1943 годов. / Государственный архив Российской Федерации, ф.9401, оп.3, д.13, л.28.

На сегодняшний день электронная карта ГУЛАГа включает в себя уже 1400 объектов. Это очень много для одного региона, неожиданно много. И, к сожалению, по словам мемориальцев, это ещё не конечный результат их работы.

Что нового и необычного появилось на Карте сейчас? Последнее обновление включает в себя 89 новых объектов и, соответственно, архивные справки к ним. 19 из них – это исправительно-трудовые колонии, которые под камуфлирующим названием «хозяйственные организации» обеспечивали по сути бесплатной рабочей силой заключённых в тот период многие промышленные объекты в Березниках, Губахе, Кунгуре, Молотове (ныне – Пермь) и других местах. Ещё 51 объект – это так называемые спецпоселения, предназначенные для проживания и работы в них насильственно депортированных крестьян – «раскулаченных», высланных с приграничных территорий, представителей «враждебных» народов и социальных групп. И, наконец, ещё 19 объектов относятся к категории спецкомендатур, которые собственно осуществляли надзор за такими спецпосёлками и их жителями.

Спецпосёлки на Урале существовали в разных условиях. Некоторые действовали всего один-два-три года, после чего их население перебазировали на новые места «жительства». К таким объектам, например, относились пристани на берегах прикамских рек. Многие посёлки существовали значительно дольше, начиная с 1930-х и вплоть до конца 1950-х годов, и порой даже становились микрорайонами отдельных городов, как например, в современных Березниках, Соликамске, Гремячинске или Углеуральском.

Особенностью нынешнего обновления Карты ГУЛАГа стало то, что среди колоний и спецпосёлков оказалось много «потеряшек». Этим сленгом авторская группа карты называет те гулаговские учреждения, о которых есть – и даже неоднократное – упоминание в архивных документах, но нет указания и представления об их точном местонахождении. То есть, в бумагах НКВД они есть, там указано количество проживающих репрессированных и их производственная деятельность, но на картах того времени самих объектов нет. Вероятно, тогда это делалось сознательно – никто из руководства партийных и репрессивных органов не хотел демонстрировать разраставшийся на территории региона «спецконтингент» и уж тем более показывать его вклад в экономическое развитие края.

Местонахождение некоторых «потеряшек» можно вычислить по их названию, в котором есть упоминание топонима или конкретного предприятия. Как пример, ИТК №10 УИТЛК УМВД Молотовской области, которая официально называлась как хозяйственная организация «Верхнечусовской нефтеперерабатывающий завод». Или другой пример – спецпосёлок «Белогорская инвалидная колония» в Кунгурском районе. Да-да, эта колония явно была в районе известного Белогорского мужского монастыря, в то время разрушенного большевиками.

Но есть среди «потеряшек» те, которые пока сложно идентифицировать, поскольку в своих названиях они имеют только номер или уже давно не существующий топоним. А ещё, например, есть два спецпосёлка под названием «Детдом», располагавшиеся в Чердынском и Соликамском районах. Где они точно находились, сейчас установить трудно – территория районов очень большая. А вот какое «население» было в них, догадаться не сложно – это были дети несчастных переселенцев, умерших по дороге в Прикамье или уже на спецпоселении. Оставшиеся в живых дети продолжали быть для советской власти «врагами народа» и опасным «спецконтингентом» и вот их собирали в такие спецпосёлки – «детские дома». Жуть и стыд от происходящего был вероятно таким сильным, что уже в сталинский период о существовании таких заведений могли знать и сохранить в памяти лишь немногие. Поэтому сегодня уточнить подробности об этих объектах ГУЛАГа и их точном местоположении могут лишь местные старожилы и краеведы, да и то немногие. К ним в первую очередь и обращаются мемориальцы за помощью.

Наполнение справочных сведений интерактивной «Карты террора и ГУЛАГа в Прикамье» происходит постепенно. Если вы желаете принять участие в этой работе, поделиться дополнительной информацией о конкретном месте (воспоминаниями, справками, фотографиями и т. д.), можно обратиться к авторам карты по электронной почте

Вместо послесловия

Предыдущее обновление Карты произошло в январе 2018 года, когда были опубликованы сведения о исправительно-трудовых колониях на территории Молотова (нынешней Перми). До этого в июле 2017 года появилась информация о самых первых спецпоселениях на севере Уральской области. А ещё ранее были опубликованы сведения об особой группе учреждений ГУЛАГа в Прикамье – это проверочно-фильтрационные лагеря НКВД СССР. В них содержались бывшие бойцы Красной Армии, побывавшие и выжившие в фашистском плену, а также оказавшиеся на оккупированной территории лица призывного возраста.

 

Контактное лицо: Роберт Латыпов, председатель Пермского краевого отделения общества «Мемориал», руководитель авторского коллектива «Карты ГУЛАГа и террора в Прикамье», (342) 281-95-59

 

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Организация досуга
Ссылка крестьян на Урал в 1930-е годы
ПАЛАЧИ. Кто был организатором большого террора в Прикамье?
| Не кричи, не плачь…
| У нас даже фруктовые деревья вырубили
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus