Карта ГУЛАГа пополнилась... колониями


Автор: Роберт Латыпов,

председатель Пермского краевого отделения

общества «Мемориал»

 30.01.2018

Пермский «Мемориал» сообщает об очередном обновлении информации на электронной «Карте ГУЛАГа в Прикамье».

Напомним, что этот ресурс мемориальцы начали создавать пять лет назад с намерением собрать вместе сведения обо всех местах заключения и ссылки, действовавших в сталинский период на территории нынешнего Пермского края.  Это спецкомендатуры и штабы крупных лагерных управлений, тюрьмы, многочисленные спецпосёлки и «отдельные лагерные пункты», зоны, колонии, командировки… Каждый такой объект выделяется на региональной Карте отдельной пиктограммой и сопровождается собственной архивной справкой.

Главной особенностью Карты является то, что вся информация о таких гулаговских учреждениях берётся из ранее секретных документов НКВД – сводных таблиц, дислокаций, справок, приказов, которые в настоящий момент рассекречены, хранятся в государственных и ведомственных архивах и доступны исследователям. Все созданные и опубликованные на сайте справки – чрезвычайно сухие и внешне отдают какой-то малоинтересной бухгалтерской отчётностью. Авторы ресурса к тому же максимально ушли от собственных оценок, здесь практически нет их комментариев; скорее только пояснения, необходимые для понимания отдельных терминов и вопросов. Здесь только цифры и факты. 

Чаще всего, справки содержат крайне скупые сведения: о численности «спецконтингента» на конкретный период времени, о категориях репрессированных, о видах производственной деятельности. Реже можно найти упоминания фамилий начальников, описание жилищных и бытовых условий. Но даже этот минимум информации, по мнению авторов Карты, вполне достаточен, чтобы каждый такой «населённый пункт» был отмечен и нашёл в ней своё отражение. И постепенно масштаб и размеры пермского острова «Архипелага ГУЛАГ» становятся для нас всё более чёткими, понятными, а с каждым обновлением информации – и всё более жуткими.

На сегодняшний день электронная «Карта ГУЛАГа в Прикамье» включает в себя уже 1311 объектов. Это очень много для одного региона, неожиданно много. И, к сожалению, это ещё не конец работы. Предварительный и очень осторожный анализ только имеющихся в распоряжении мемориальцев рассекреченных архивных документов позволяет говорить о том, что на территории края в разное время сталинского периода действовало не менее полутора тысяч лагерных учреждений и спецпоселений, значительную часть «населения» которых составляли жертвы политических репрессий.

Какое обновление произошло сейчас? Вроде бы опять небольшое по количеству – появились 44 новых объекта и, соответственно, архивные справки к ним. Все они относятся к одной категории – это так называемые исправительно-трудовые колонии, которые подчинялись региональному Управлению исправительно-трудовых лагерей и колоний УНКВД (позднее – УМВД) Молотовской области (сокращённо – УИТЛК). Здесь важно понимать, что основной контингент таких исправительно-трудовых колоний (ИТК) составляли осуждённые, имеющих приговор до трёх лет лишения свободы. В этом основное отличие ИТК от других лагерных учреждений, например, «отдельных лагерных пунктов», где концентрировались заключённые с большими сроками. Среди узников ИТК был немалый процент осуждённых по «политической» 58-ой статье УК РСФСР.

Если внимательно познакомиться с информацией об этих колониях (а их в целом на Карте уже 100 объектов), то можно увидеть несколько действительно любопытных вещей. Во-первых, значительная часть из них (67 учреждений) действовала в 1940 – 1950-е годы на территории нынешней Перми (напомним, тогда город назывался Молотов). Разумеется, было много колоний и за его пределами. Сведения о некоторых были опубликованы ранее. Вспомним, например, наиболее известную из них – это «лесная» ИТК №6 в деревне Кучино, где потом действовала политзона «Пермь-36». Но если присмотреться к местам размещения «городских» колоний (Карта ГУЛАГа создана на базе «Яндекс-карты», что позволяет пользователю менять масштаб и видеть подробности по каждому объекту), то заметна их привязка ко всем более или менее важным учреждениям, предприятиям и строительствам тогдашнего Молотова. Судя по карте, они размещались во всех уголках растущего города. И там, где шла более-менее значительная стройка, там всегда были и заключённые УИТЛК.

Так, много заключённых трудилось на территории нынешнего Свердловского района Перми. Например, в строительном тресте №12, на заводе №19 (ныне – это «Пермские авиамоторы»), на заводе №33 (ныне – «Инкар»). И сегодня ещё частично сохранились промышленные пейзажи той эпохи – это завод №90 (ныне – «Камтэкс-Химпром») и территория рядом с ним – Вторчермет. Тоже самое можно сказать о промышленных объектах в Заостровке и территории лесозавода «Красный Октябрь». Не забудем и про строительство Камской ГЭС, где также не обошлось без труда репрессированных. И таких примеров много.

Заключённые УИТЛК принимали непосредственное участие в строительстве Дома культуры завода имени Сталина (ныне – ДК имени Солдатова), как и всего близлежащего жилого микрорайона, более известного пермякам как «Тихий Компрос». С большой уверенностью можно утверждать и факт участия заключённых и в строительстве здания... Управления МВД (Комсомольский проспект, 74), знаменитой высотки с народным названием «Башня смерти».

Заключённые УИТЛК работали в городе Молотове в основном на стройках и погрузочно-разгрузочных работах. Например, лагерное подразделение ИТК №5 НКВД называлось «База Востокзаготзерно», 28 заключённых которого занимались погрузочно-разгрузочными работами на железнодорожной станции «Мотовилиха». Кроме этого, заключённых ИТК привлекали и к сельскохозяйственным работам. А часть «спецконтингента» работала также при Управлении МВД и даже при городской прокуратуре – это отразилось в названиях таких колоний и нынешних справкам по ним.

Весьма любопытный момент открывается при анализе того, как это официально оформлялось и подавалось. Всё-таки, согласитесь, сразу 67 колонии в одном городе (и это, не считая других лагерных учреждений и тюрем) как-то многовато. Глядя на карту города, вообще создаётся ощущение, что Молотов был одной сплошной зоной, тем более учитывая факт, что треть, если не половина рабочей силы на отдельных строительствах и обслуживании предприятий были заключёнными ГУЛАГа. Это обстоятельство надо было как-то скрыть, иначе для людей того времени могло показаться странным такое принудительное и насильственное движение «вперёд к коммунизму».

Почти все колонии официально назывались «хозяйственными учреждениями» или «хозяйственными организациями». С большинством предприятий, строительств и учреждений, где был необходим физический и часто неквалифицированный труд заключённых, Управлением исправительно-трудовых лагерей и колоний УМВД Молотовской области составлялся контрагентский договор, на основании которого заключённые и направлялись на работы. Количество заключённых, сроки их работы определялись всегда только нуждами конкретного учреждения и возможностями УИТЛК. Потребность хозяйственного учреждения в неквалифицированной рабочей силе могла меняться в зависимости от самой работы на предприятии, а лагерные пункты УИТЛК, в отличии от других мест заключения, были более мобильны и удобны для таких изменений.

Неудивительно поэтому, что таких колоний было много, так как потребность в бесплатной по сути и бесправной рабочей силе при авральной советской экономике у руководителей предприятий всегда была высокой. Неудивительно и то, что в доступных нам архивных документах 1939, 1949 и 1950 годов лагерные зоны УИТЛК часто не имеют своего привычного названия и номера, а именуются как вполне себе гражданские учреждения и организации. «Молотовуголь», «КамГЭС», «Завод №172», «Заготзерно» и даже – в это трудно поверить, но… «Ликероводочный завод».

Наверное, кто-то найдёт и другие любопытные детали, знакомясь с этими сухими архивными справками. Они относятся уже не только к колониям в Перми, постепенно появляется и информация по учреждениям УИТЛК по Молотовской области в 1944-1951 годы. Это Березники, Соликамск, Кизел, «лесные» ИТК, сельхозколонии и другие. В своей совокупности информация такой Карты открывает нам малоизвестные, хотя и малоприятные, страницы истории города Перми и всего региона.

 

Вместо послесловия

Предыдущее обновление Карты произошло в июле 2017 года и было посвящено информации о самых первых спецпоселениях на севере Уральской области.

До этого были опубликованы сведения об особой группе учреждений ГУЛАГа в Прикамье – это проверочно-фильтрационные лагеря НКВД СССР. В них содержались бывшие бойцы Красной Армии, побывавшие и выжившие в фашистском плену, а также оказавшиеся на оккупированной территории лица призывного возраста.

Наполнение справочных сведений интерактивной «Карты ГУЛАГа в Прикамье» происходит постепенно. Если вы желаете принять участие в этой работе, поделиться дополнительной информацией о конкретном месте (фотографиями, воспоминаниями, справками и т. д.), просим обращаться к мемориальцам по porekam@yandex.ru

 

В публикации использованы фотоснимки строительства Камской ГЭС в начале 1950-х годов из архива музея Орджоникидзевского района г. Перми и Пермского государственного музея социально-политической истории.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Организация досуга
ПАЛАЧИ. Кто был организатором большого террора в Прикамье?
ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
| Мечтали о буханке хлеба…
| Мудрец
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus