Город Оса Пермского края ведёт свой отсчет с 1591 года, как один из опорных пунктов Российского государства на его восточной окраине и первоначально назывался Ново-Никольской слободой. В 1737 году Оса получила статус города. В 1774 году Оса после боев и сдачи была взята бунтовщиками Емельяна Пугачева и сожжена ими. Город Оса до 1923 года – уездный центр, с 1924 года – районный. Сегодняшний городской пейзаж – это в основном сохранившиеся белокаменные купеческие особняки да темно-серые деревянные дома. Среди сохранившихся ещё с начала XX века деревянных домов – дом №37 по улице Володарского. В списке жертв советского террора есть имя, связанное с этим домом – Михаил Иванович Мосюгин. Заявку на установку памятной таблички подал его внук Александр Николаевич Мосюгин.
Михаил Иванович Мосюгин родился 30 сентября 1904 года в деревне Шишово Сосновского района Нижегородской губернии в крестьянской семье. В 1931 году семья Михаила Ивановича – жена и двое маленьких детей – переезжает в город Осу, так как здесь, в Осе, жилось немного лучше, чем на родине. До 1936 года Михаил Иванович работал в «Осинском лесопромышленном снабженческом товариществе», но постепенно перешел на кустарное производство, изготовлению сит для просеивания муки. В семье росли Владимир, Николай и Клавдия. Своего дома не было, но снимали подвал.
6 августа 1937 года Михаил Иванович Мосюгин был арестован сотрудниками НКВД. Обвинялся в антисоветской агитации по ст. 58/10, ч.1. Якобы он, Михаил Иванович вёл контрреволюционную агитацию, в которой дискредитировал руководителя партии и правительства Сталина и Ворошилова, распускал провокационные слухи о голоде и наличии войны в Советском Союзе. 9 сентября 1937 года заседание Тройки при УНКВД по Свердловской области приговорила Михаила Ивановича Мосюгина к расстрелу. 15 сентября приговор приведен в исполнение.
Супруга Михаила Ивановича, Евпраксия Александровна, следовала за ним до Свердловска в надежде помочь мужу: покупала ему еду, узнавала о его судьбе. В Свердловске она увидела его в последний раз, случайно, через милицейское оцепление, когда выводили заключенных из тюрьмы и садили в машину. О том, что он был расстрелян Евпраксия Александровна так и не узнала. В 1956 году Евпраксия Александровна получила сообщение из КГБ, что осужденный на 10 лет М. И. Мосюгин, умер в тюрьме от цирроза печени.
Лишь в 1990 году Клавдия Михайловна, дочь Михаила Ивановича узнала всю правду о своем отце, что он был расстрелян, а в 1989 году – на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начале 50-х годов» – реабилитирован. Полученный документ о реабилитации заканчивался словами:
«Клавдия Михайловна, выражаем Вам и Вашим родным искреннее сочувствие в связи с трагическими событиями, постигшими Вашу семью».
Поделиться: