Созданное в 1950-х годах Камское водохранилище принесло городу Добрянке Пермского края большие преобразования: демонтирован Добрянский металлургический завод, переселены жители нескольких домов, чтобы поднявший свой уровень камская вода ничего уже не смогла повредить на своем пути. Была преобразована и нынешняя улица Воробьева, в 1930-е годы носившая название Пролетарская. В те годы среди частных домов по улице Пролетарской, находился дом № 5.
В списке общества «Мемориал» есть имя, связанное с этим домом – Сергей Андриянович Удников. Заявку на установку мемориальной таблички «Последний адрес» подал председатель добрянского «Мемориала» - Неля Михайловна Першина.
Сергей Андриянович Удников родился в 1894 году в селе Коса Коми-Пермяцкого округа в бедной крестьянской семье. До революции занимался крестьянством, служил в церкви псаломщиком, а затем принял священнический сан и в 1920-х годах имел чин протоиерея в полазненской Свято-Троицкой церкви. Но в 1929 году С. А. Удников церковную службу вынужден был оставить. В те годы занялся всерьёз фотоделом уже в Добрянке, где открыл свою мастерскую. В 1930-е годы С. А. Удников стал самым известным фотографом в Добрянке и соседней Полазне.
В годы «Большого террора» 1937 – 1938 годов шансов на выживание у Сергея Андрияновича было немного. С точки зрения НКВД происхождение С.А. Удникова было самым что ни на есть контрреволюционным: во-первых, «бывший поп», во-вторых, кустарь-одиночка. К человеку с такими анкетными данными можно было без проблем «пришить» любое дело, нужное сотрудникам НКВД для выполнения плана.
4 января 1938 года Сергей Андриянович Удников был арестован Добрянским РО НКВД. В ходе обыска сотрудники НКВД изъяли различные фотопринадлежности и химикаты, три альбома с фотографиями, три фотокамеры с объективами «Гильярд», «Цейс» и ГОМЗ. В тот же день состоялся и единственный допрос (в архивно-следственном деле сохранился лишь один протокол). Сергей Андриянович рассказал о себе, что он – якобы «германский шпион», завербованный «священником Добрянской церкви Орловым Алексеем Ивановичем». По его заданию он не только переснимал чертежи секретных изделий пермских заводов, но и «сфотографировал истощенных людей в трудпосёлках». «При фотографировании полуголых фигур мне, чтобы они выглядели худыми, пришлось прибегнуть к фальсификации тенями на телах и ретушировке» – якобы рассказывал фотограф.
Обвинялся С. А. Удников по статье 58, пункты 6 и 11 УК РСФСР. 7 февраля 1938 года сотрудниками НКВД и прокурором С. А. Удников приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 16 марта 1938 года. В Добрянке у него остались жена Вера Матвеевна и трое детей: дочери Надежда и Нина, 17 и 15 лет соответственно, и 13-летний сын Сергей.
Следователи бригады Пермского горотдела НКВД, которые свирепствовали в тот период в Добрянке, уже осенью 1938 года сами попали под следствие и рассказывали на суде, как на самом деле ими «шились» шпионские признания и раскрывались мифические диверсионные организации.
14 апреля 1989 года Прокуратурой Пермской области Сергей Андриянович Удников реабилитирован посмертно.
Поделиться: