Проверочно-фильтрационный лагерь (ПФЛ) – особая группа исправительно-трудовых учреждений ГУЛАГа, появившихся в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) и предназначавшихся, главным образом, для временного заключения под стражу на период проведения специальной государственной проверки (фильтрации) военнослужащих Красной Армии побывавших во вражеском плену, в том числе и служивших в гитлеровских военизированных формированиях, а также лиц призывного возраста, оказавшихся на оккупированной территории.
Согласно постановлению Государственного комитета обороны (ГКО) от 27 декабря 1941 года бывших военнопленных полагалось размещать в специальные сборно-пересыльные пункты, чтобы обеспечить работу Особых отделов «по проверке бывших военнослужащих Красной Армии и выявления среди них изменников родине, шпионов и дезертиров»[1]. Далее, их судьба разнилась – кто-то вновь попадал в действующую армию, а кого-то – и это было частым явлением – осуждали на длительные сроки в лагеря ГУЛАГа или в административном порядке отправляли на стройки НКВД. В соответствии с решениями ГКО они использовались в основном на предприятиях оборонной промышленности: в угольной отрасли, на работах по восстановлению разрушенных и строительству новых предприятий.
Первоначально такие специальные лагеря подчинялись Управлению по делам военнопленных и интернированных НКВД СССР. 19 июля 1944 года приказом №0149 все они были переданы в ведение ГУЛАГа НКВД СССР. 28 августа этого же года приказом №001063 «О создании проверочно-фильтрационных пунктов НКВД СССР по приёму и фильтрации бывших военнослужащих Красной Армии и гражданского населения, возвращающихся на территорию Советского Союза из фашистского плена» на базе отдела спецлагерей ГУЛАГа был создан самостоятельный Отдел спецлагерей НКВД СССР, который в январе 1945 года был переименован в Отдел проверочно-фильтрационных лагерей (ОПФЛ) НКВД СССР[2].
Со дня организации спецлагерей НКВД и до июля 1944 года через них прошло около 400 000 человек – бывших военнослужащих Красной Армии, находившихся в плену или в окружении противника, бывших полицейских, старост и других пособников оккупационных властей, гражданских лиц призывного возраста, находившихся на территории, занятой противником[3].
Десятки проверочно-фильтрационных лагерей были разбросаны по территории всей страны. В июне 1943 года появился ПФЛ в Молотовской области (ныне – Пермский край). Так, на основании приказа НКВД, из лагеря военнопленных №241 выделяется ПФЛ №0302, имеющий в своем составе четыре лагерных отделения: в Кизеле, Березниках, Боровске и Молотове[4].
Размещались проходящие фильтрацию в традиционных для исправительно-трудовых лагерей и лагерей военнопленных бараках, которые мало отличались от «зековских». Питание заключённых ПФЛ во многом зависело от предприятия, куда они направлялись для работы, поскольку именно на предприятии лежала обязанность прибавить к основной лагерной пайке дополнительное питание.
Пока шла фильтрация, то есть проверка на благонадёжность, труд лагерников активно использовался в народнохозяйственных целях. Так, Управление ПФЛ №0302 заключило договоры о предоставлении рабочей силы с Кизелшахтстроем, Березниковским калийным комбинатом, Березниковским содовым заводом, с Соликамстроем и ИТЛ НКВД, с заводом №172 в городе Молотове. На этих предприятиях во второй половине 1943 года работало более 5500 человек, именуемых спецконтингентом. В 1944 году лагерь предоставил в распоряжение предприятий области уже более 8000 работников[5]. Таким образом, ПФЛ стали ещё одним инструментом по решению хозяйственных задач с использованием принудительного труда, поскольку предоставлял ещё один контингент заключённых, которых можно было использовать в качестве дешевой рабочей силы.
К концу 1945 года процесс фильтрации в целом заканчивается, и лагерь 0302, как и многие другие фильтрационные лагеря, расформировывают.
Обращаем ваше внимание, что сайте краевого общества «Мемориал» можно познакомиться с базой данных узников проверочно-фильтрационных лагерей, уроженцах Пермского края, а также со сборником документов, в котором представлены записанные в середине 1940-х годов рассказы командиров и красноармейцев, оказавшихся в плену, но выживших и вернувшихся на родину.
[1] Лубянка. Сталин и НКВД – НКГБ – ГУКР «Смерш». 1939 – март 1946. М.: МФД: Материк, 2006. С. 324–325. После окончания войны 11 мая 1945 г. новым приказом Ставки Верховного Главнокомандования РККА учреждались дополнительные лагеря для проверки бывших советских военнопленных, доставляемых из территорий, занятых союзниками. См.: Волкогонов Д. Сталин. Книга 2. М.: Новости, 1992. С. 402–403.
[2] Петров Н.В. История империи ГУЛАГ. http://www.pseudology.org/GULAG/Glava11.htm
[3] Петров Н.В. История империи ГУЛАГ. http://www.pseudology.org/GULAG/Glava11.htm
[4] Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929–1953). http://pmem.ru/155#PFL
[5] Там же.
(список неполный и постоянно дополняется)
Записей не найдено.