04.08.2024
«Я пишу стихи с детства. Мне кажется, что я писал стихи всегда».
О Варламе Тихоновиче Шаламове принято говорить как о прозаике, авторе знаменитых «Колымских рассказов». Он и сам не отрицал своей роли свидетеля, фиксирующего то страшное, что не всем удалось пережить; говорящего за тех, кто уже не скажет. И всё же идентификация себя именно как поэта, а не прозаика или документалиста, была для Шаламова крайне важной, может быть, важнее всего прочего. Возможность писать стихи по своей значимости практически приравнивалась Шаламовым к жизни, физическому выживанию. Так Шаламов пронзительно формулирует эту мысль в начале «Моей жизни», текста, определяемого автором как «литературная нить <…> судьбы»:
Мне нетрудно вернуться к ощущению детских лет. Колыму же я никогда не забуду. И все же это жизни разные. «Там» — я не всегда писал стихи. Мне приходилось выбирать — жизнь или стихи и делать выбор (всегда!) в пользу жизни.
И вот тогда, когда написанию собственных стихов приходилось предпочитать жизнь, спасали стихи чужие, которые Шаламов во множестве помнил наизусть. Но обо всем по порядку.
С 1937 года по 1956 год я был в заключении. Условия Севера исключают вовсе возможность писать и хранить рассказы и стихи — даже если бы “написалось”. <…> Но потом оказалось, что стихи иногда можно писать и хранить,
— пишет Шаламов все в той же «Моей жизни». Уточним, что срок заключения Шаламова закончился 13 октября 1951 года. В июле 1956 года поэт был реабилитирован и наконец вернулся в Москву. В течение этих лет Шаламов еще три года проработал фельдшером в Якутии, в 1953 году успел приехать в Москву и встретиться с Пастернаком и еще два года проработал в Калининской (сейчас — Тверской) области.
Заново начать писать стихи Шаламову удалось весной 1949 в командировке на реку или, как поэт ее называет, ключ Дусканья. Здесь он жил и работал в поселке лесорубов, в, по выражению одного из главных исследователей Шаламова В. В. Есипова, «отдельной избушке», где расположили фельдшерский пункт. В «Моей жизни» Шаламов рассказывает, что писал «все свободное время» и на всем, что оказывалось под рукой: «на обороте старых рецептурных книг, на клочках оберточной бумаги, на каких-то кульках». Формально освободившись, но не имея возможности уехать, в Якутии Шаламов писал «день и ночь — на самодельных тетрадях».
«Настоящий поэт и настоящий человек»: история любви и история знакомства
Итак, летом 1952 года с короткого письма и двух поэтических книг, началась переписка Варлама Шаламова и Бориса Пастернака, началась как разговор старшего с младшим и продолжилась как диалог двух поэтов об искусстве и жизни. Первое письмо Шаламов писал, видимо, почти без надежды на ответ. Даже адрес сопроводил словами «если захотите ответить». В самом письме, собственно, — только повод к нему:
Борис Леонидович.
Примите эти две книжки, которые никогда не будут напечатаны и изданы. Это лишь скромное свидетельство моего бесконечного уважения и любви к поэту, стихами которого я жил в течение двадцати лет.
Почему же Шаламов пишет именно Пастернаку? Почему отправляет ему стихи? Откуда это «бесконечное уважение и любовь»?
Ответы на эти вопросы — в следующих письмах, воспоминаниях, записях Шаламова и, конечно, в его стихах. На стихи Шаламова Пастернак ответил развернутым письмом, в котором подробно и с примерами разобрал как их положительные стороны, так и недостатки. Но обратимся ко второму ответному письму Шаламова. В первом же его абзаце поэт объясняет, зачем он послал стихи:
Я послал их потому, что в жизни есть всегда какое-то неисполненное обещание, не сделанный поступок, неосуществленное намерение и боязнь раскаяния в том, что обещание, поступок, намерение — не выполнено. Я ощущал долг перед собственной совестью, беспокойство душевное — что я не могу ничем, кроме простого и показавшегося бы странным, письма, благодарить Вас за все то хорошее, чистое и прямое, что было в Ваших стихах и освещало мне дорогу в течение многих лет.
Шаламов вспоминает, как первый раз увидел Пастернака, его чтение «Второго рождения» «не то в 1933 или в 1932 году в Москве в клубе МГУ» и то сильнейшее впечатление, произведенное на него поэтом двадцать лет назад:
Я сидел, забившись в угол, в темноте зала и думал, что счастье — вот здесь, сейчас — в том, что я вижу настоящего поэта и настоящего человека — такого, какого я представлял себе с тех пор, как познакомился с его стихами.
Шаламов после возвращения с Вишеры. 1932. shalamov.ru
Еще одну попытку объяснить самому Пастернаку, «чем П<астернак> был там — и почему стихи Пушкина или Маяковского не могли быть той последней нитью, за которую хватался человек, чтобы удержаться за жизнь, настоящую жизнь», Шаламов делает во время первой встречи поэтов в Москве. Запись об этой встрече сохранилась в записных книжках Шаламова. Но как кажется, красноречивее всего о роли Пастернака для Шаламова говорят его стихи.
Рассмотрим хотя бы первое стихотворение Шаламова из цикла «Стихи к Пастернаку», написанное в 1954 году, то есть между первой встречей с поэтом и окончательным возвращением в Москву. Помимо того, что в стихотворении повторяется и обостряется мысль о жизненной важности стихов Пастернака на Колыме, текст демонстрирует, как хорошо Шаламов в действительности знал его лирику и как внимателен был к каждому его слову и замечанию.
Поэту
В моем, еще недавнем прошлом,
На солнце камни раскаля,
Босые, пыльные подошвы
Палила мне моя земля.
И я стонал в клещах мороза,
Что ногти с мясом вырвал мне,
Рукой обламывал я слезы,
И это было не во сне.
Там я в сравнениях избитых
Искал избитых правоту,
Там самый день был средством пыток,
Что применяются в аду.
Я мял в ладонях, полных страха,
Седые потные виски,
Моя соленая рубаха
Легко ломалась на куски.
Я ел, как зверь, рыча над пищей.
Казался чудом из чудес
Листок простой бумаги писчей,
С небес слетевший в темный лес.
Я пил, как зверь, лакая воду,
Мочил отросшие усы.
Я жил не месяцем, не годом,
Я жить решался на часы.
И каждый вечер, в удивленье,
Что до сих пор еще живой,
Я повторял стихотворенья
И снова слышал голос твой.
И я шептал их, как молитвы,
Их почитал живой водой,
И образком, хранящим в битве,
И путеводною звездой.
Они единственною связью
С иною жизнью были там,
Где мир душил житейской грязью
И смерть ходила по пятам.
И средь магического хода
Сравнений, образов и слов
Взыскующая нас природа
Кричала изо всех углов,
Что, отродясь не быв жестокой,
Успокоенью моему
Она еще назначит сроки,
Когда всю правду я пойму.
И я хвалил себя за память,
Что пронесла через года
Сквозь жгучий камень, вьюги заметь
И власть всевидящего льда
Твое спасительное слово,
Простор душевной чистоты,
Где строчка каждая — основа,
Опора жизни и мечты.
Вот потому-то средь притворства
И растлевающего зла
И сердце все еще не черство,
И кровь моя еще тепла.
Черновик стихотворения «Поэту»
Внимание на себя обращает третья строфа. Если пересказать ее прозаическим языком, лирический герой стихотворения, очевидно, близкий к самому Шаламову признается, что в стихах или с помощью стихов пытался найти подтверждение нравственной правоты заключенных над сотрудниками лагерной системы. Эта мысль вообще часто встречается у Шаламова. Рифму он называл «поисковым инструментом» поэта. Интересно здесь, что строфа оказывается прямым ответом на одно из замечаний Пастернака в его первом письме:
Не утешайтесь неправотою времени. Его нравственная неправота не делает еще Вас правым, его бесчеловечности недостаточно, чтобы не согласясь с ней, тем уже и быть человеком.
Принимая это замечание, Шаламов в то же время полемизирует с другим. Строфа построена вокруг словесной игры со словом «избитый», а именно неуместную, по его мнению, словесную игру критикует в первых присланных Шаламовым стихах Пастернак.
Еще один эпизод, показывающий крайне внимательное отношение Шаламова к каждому замечанию Пастернака, — во второй строфе. Рассуждая о стихах Шаламова все в том же первом письме, Пастернак выделяет и показавшиеся ему удавшимися строки. Среди таких: «Рукой отломим слезы. Такой УЖ тут мороз». По всей видимости, Шаламов сохраняет содержание этих двух строк и обостряет производимый на читателя эффект, поставив «мороз» и «слезы» в рифмующиеся позиции.
Однако вернемся к содержанию текста. Стихотворения Пастернака, заученные наизусть задолго до заключения, предстают некой «основой», последней внутренней опорой для человека, находящегося там, где все моральные соображения и нормы отступают, где человечности места не остается. Стихи наделаются некой сверхъестественной силой, поскольку только они оказываются способны эту норму и человечность в себе сохранить.
Сильной кажется последняя строфа, и она же, как кажется, предлагает объяснение, как стихам Пастернака удалось обрести такую удивительную силу. Рифмующиеся слова «притворства» и «черство» своими аллитерациями и созвучием перекликаются с «творчеством и чудотворством» в финале пастернаковского «Августа», что как бы намекает на чудесную, чудотворную природу стихотворения Пастернака и, вероятно, стихотворения вообще.
Автор: Мария Стовбур, студентка 4 курса образовательной программы «Филология» НИУ ВШЭ.