Текст: Оксана Матиевская
Фото: Оксана Матиевская, Мария Сукальская, Алексей Шаронов
03.06.2024
18 мая мы отправились во Владимирскую область, в город Киржач, чтобы установить табличку Последнего адреса памяти жившего здесь иеромонаха Андрея, в миру Бориса Эльбсона.
Благовещенский монастырь — тут прям видно наслоение веков, от XVI-го до XIX-го — одноглавый Благовещенский собор, с куполом в виде шлема, примерно через сто лет появляется церковь Спаса под шатровой колокольней, оба храма соединены площадкой-гульбищем, а уже в XIX веке рядом построен храм Всех Святых с шестиярусной колокольней.
На площади перед монастырем впечатляет голова Ленина — но детям может нравиться, особенно тем детям, которые смотрели фильмы-сказки Александра Роу.
Кстати, центральная улица носит имя не Ленина, а Гагарина. Это потому, что на аэродроме рядом с городом первый отряд космонавтов проходил подготовку. Недалеко от города и место гибели первого космонавта.
Красноармейская улица — совсем рядом с центром и парком имени 36 гвардейской дивизии. Она совсем деревенская, из частных домов, зелени много, асфальта нет.
Здесь, в доме 39 и жил иеромонах Андрей, здесь же он давал приют другим монахам, старцам — преследуемым советскими властями православным людям.
Будучи выходцами из обрусевшего шведского рода лютеран, Борис Эльбсон и его братья решили посвятить себя православной вере. В 1924 году Борис принял монашеский постриг.
Вместе с братьями он служил в церквях на Ивановской горке в Москве – Владимира в Старых Садех и Троицы в Хохлах.
В 1928 году отец Андрей получил назначение в храм св. Николая в Подкопаевском переулке, где и прослужил до своего первого ареста в 1931 году. Первая волна репрессий пришлась на 1931 год, когда арестовали обоих священников храма и многих членов женской монашеской общины. Арест закончился заключением, впоследствии замененным на трехлетнюю ссылку, и в 1936 году отец Андрей перебрался в Киржач.
Отца Андрея арестовали во второй раз 23 февраля 1937 года. Он был арестован вместе с другими членами общины по сфабрикованному НКВД делу так называемой «контрреволюционной организации церковников-нелегалов». Всего по этому делу проходило 16 человек.
На церемонии собралось много людей, были наши коллеги из Москвы, Мурома, подошли и жители Киржача.
Священник Никольского храма в Киржаче Дмитрий Ершов отслужил панихиду, помянув всех убитых за веру, особо подчеркнув, что не все имена мы знаем до сих пор.
Заявку на установку знака подала Ольга Гамаюнова.
Теплые слова сказала соседка, Любовь Петровна — она живет по соседству, в доме духовной дочери отца Андрея, Марии Пенюгиной. Любовь Петровна помнит тайных монахинь, которые жили здесь в 1960-е годы.
Несколько слов сказал Иван Шаховской, внук священника Михаила Шика, арестованного вместе с отцом Андреем. По проекту сына Михаила Шика, архитектора Дмитрия Шаховского, был построен деревянный храм на Бутовском полигоне.
Поделиться: