Фото: Валерия Пастернакова
21.05.2024
Недавно мы ездили в новую экспедицию по следам Дмитровского лагеря НКВД, который был создан для строительства канала Москва–Волга. Канал строился с 1932 по 1937 год. В первые годы этот проект представляли как «стройку века» и одно из самых грандиозных достижений советской власти.
128 км канала были построены руками заключённых. Несложно догадаться, что условия для работы и жизни в Дмитлаге были чудовищными. В первый год строительства только от голода, истощения и болезней умерло 8000 человек. Причин много: например, на первых этапах строительства работа почти полностью велась вручную. Это, конечно, приводило к физическому истощению заключенных. При этом стопроцентный паек получали только те, кто выполнял норму. Такая система неминуемо приводила к голодной смерти.
Заключенные на строительстве канала Москва–Волга
Всего за время строительства канала погибли почти 23000 заключённых – однако, это лишь данные санитарного отделения, которое не учитывало реальную смертность, так что на самом деле цифры существенно выше. Уже при закрытии Дмитлага ещё несколько сотен были расстреляны якобы за подготовку переворота. Как и где хоронили такое число погибших, нам точно неизвестно. Некоторые захоронения случайно находили местные жители, некоторые могилы открывались при новом строительстве на этих территориях.
На начальных этапах строительства большую часть работы заключенным приходилось делать вручную
Правду об условиях работы в Дмитлаге скрывали разными способами: множество заключенных и почти все руководство Дмитлага были расстреляны в годы Большого террора (около 2000 бывших строителей были расстреляны в Бутово, более 200 человек расстреляны по делу Семена Фирина – начальника Дмитлага), вольнонаемные строители давали подписку о неразглашении информации, лагерные архивы сожгли в годы войны, а места, где находились лагпункты, были рекультивированы, а позже застроены. Уже после войны власти скрывали, что канал строили заключенные, в противоположность изначальной гласности о «перековке» осужденных на образцовом строительстве.
От большой части объектов, связанных со строительством канала, сейчас не осталось ни следа. Например, на фото ниже – территория бывшего пионерлагеря «Тополек» вблизи деревни Микишкино под Дмитровом. В 1930-е годы здесь находился один из первых рабочих поселков, в котором жили строители канала Москва-Волга. Совсем скоро после его появления вольнонаемных рабочих сменили заключенные.
Территория бывшего пионерлагеря вблизи деревни Микишкино. 2023 г.
Вот примерная территория лагпункта на карте. До канала — 1 км, до центра Дмитрова — 2 км и в 200 м на запад — деревня Микишкино.
Предполагаемая территория Микишкинского лагпункта на современной карте. 2023г.
По сведениям местных жителей, на территории недалеко от бывшего лагпункта может находиться захоронение заключенных. Мы решили проверить эту точку, но нашли там овраг. Нужны более точные сведения и серьезные поисковые исследования. Но, к сожалению, осуществить это пока невозможно.
Предположительное место захоронения заключенных
Жизнь Дмитрова в 1930-е годы была тесно связана с Дмитлагом. В городской черте находилось несколько лагпунктов. Заключенные, строившие канал, также участвовали в реконструкции самого города. Один из таких лагпунктов находился при песчано-гравийном карьере Метростроя, впоследствии перешедшего в ведение Управления строительства канала Москва-Волга. Сейчас на этом месте — гаражи.
Еще одно предполагаемое место захоронения заключенных – уже в самом Дмитрове
За гаражами открывается вид на низину. Возможное захоронение может находиться как раз там.
Вид на низину рядом с бывшим лагпунктом
Указ 1934 года о регламентации захоронений Дмитлага предписывал использовать в первую очередь существующие кладбища. Не исключением было и центральное кладбище Дмитрова – Старовнуковское. Захоронения Дмитлага могли находиться в его юго-западной части, на что указывают архивные материалы. Нам удалось обнаружить карту, на которой зафиксирована передача части Старовнуковского кладбища под нужды Дмитлага (интересно, что за нужды такие?..). Однако если эти захоронения и были, то впоследствии они были скрыты более поздними.
Карта, на которой зафиксирована передача части кладбища под нужны Дмитлага. Переданные участки земли обведены красным
На карте отмечены два небольших участка вдоль юго-восточной стороны кладбища. Сейчас на этом месте сложно обнаружить доказательства того, что здесь были массовые захоронения. Но это редкий случай, когда у нас есть твердое архивное свидетельство точного места захоронения.
Чтобы достоверно установить места захоронений заключённых ГУЛАГа, нужно проводить исследования. Но, как известно, сейчас почти невозможно получить разрешение на работы по поиску захоронений репрессированных.
Возможное место захоронений заключенных на Старовнуковском кладбище
Дальше мы посетили еще одно место захоронения заключенных – в лесу неподалеку от поселка Орево, который находится в 10 километрах к северу от Дмитрова. Помимо строительства русла канала, заключенные Дмитлага здесь были заняты на торфоразработках. Память о захоронении заключенных сохранилась благодаря местным жителям – несколько лет назад здесь был установлен крест, а сейчас это место даже получило специальную метку на Яндекс-картах. Приятно видеть, что за мемориалом ухаживают. Мы оставляем лампадки и кусочек нашего бывшего офиса (такой же вы все еще можете забрать у нас в благодарность за донат!).
Мемориальная табличка недалеко от поселка Орево
На местности вокруг прослеживаются холмы регулярного характера – возможно, захоронения.
Возможное место захоронений заключенных Дмитлага рядом с Орево
В поселке Запрудня, который находится по пути из Дмитрова в Дубну, на местном кладбище стоит памятник жертвам политических репрессий. Причем прямо у входа на самом видном месте! Такое бывает довольно редко.
Памятник жертвам политических репрессий на кладбище в Запрудне
В населенных пунктах, которые расположены вдоль канала, можно встретить много памятных знаков, установленных за последние 30 лет активистами, для которых важна память о преступлениях советского государства.
А мы едем дальше в сторону Дубны. Вблизи деревни Карманово идем на место еще одного бывшего лагпункта.
Место бывшего лагпункта вблизи Карманово
На месте бывшего лагеря позже находился поселок. Сейчас здесь стоит несколько заброшенных домов, построенных уже, судя по всему, гораздо позже. Кое-где видны остатки фундаментов зданий.
Остатки старых зданий на месте бывшего лагпункта вблизи Карманово.
Мы едем дальше – к еще одному мемориалу строителям канала, который находится рядом с Иваньковским водохранилищем и огромной статуей Ленина. На табличке посвящение «героям и жертвам». Этот памятник, кстати, сделан из обломков статуи Сталина, которая раньше стояла напротив Ленина, но была разрушена в 1962 году.
Памятник строителям Дмитлага на берегу Иваньковского водохранилища.
На следующий день мы встречаемся с нашей замечательной подписчицей из Дубны, которая покажет нам еще одно возможное место захоронений заключенных. Оно находится недалеко от улицы 9 мая, в парке за заброшенной железной дорогой.
Заброшенная железная дорога в парке Дубны.
По словам нашей подписчицы, о том, что здесь могут находится захоронения заключенных 1930-х годов, ей рассказал ее дедушка. Этот слух, по его словам, появился в Дубне в 1960-е годы. Это же место показывали на экскурсиях Дубнинского краеведческого музея как место захоронений узников. Но ни подтвердить, ни опровергнуть это какими-нибудь архивными источниками пока не получилось. Будем искать. Какие-то подозрительные изменения в ландшафте действительно заметны.
Предполагаемое место захоронения.
И наша последняя точка в Дубне – лесной массив недалеко от КБ Радуга, также возможное место захоронения заключенных. Большая часть территории сейчас представляет из себя сплошное болото. Единственное, что мы нашли, – кусок арматуры, по виду вполне подходящий для 1930-х годов. Но на этом, к сожалению, все.
Еще один лес в черте Дубны, также предполагаемое место захоронений.
Напоследок мы посещаем Большеволжское кладбище, где установлен памятник жертвам политических репрессий (который, кстати, тоже сделан из осколка статуи Сталина). А еще на этом кладбище должна находиться могила диссидента Герцена Копылова, но мы так и не смогли ее найти. Так что если у кого-то из наших подписчиков вдруг есть информация про это, пишите!
Памятник жертвам политических репрессий на Большеволжском кладбище.
А на пути обратно в Москву мы заехали на улицу Подлипичье в Дмитрове, где стоит вот такой домик. В нем с 1920 по 1922 годы жил священномученик Серафим Звездинский, о чем сказано на висящей на стене табличке. В 1922 году Серафима арестовали и приговорили к ссылке. С этого момента и до самой смерти большую часть времени он провел в бесконечных ссылках, в которых к тому же тяжело болел. В 1937 году Серафим был вновь арестован – и на этот раз приговорен к расстрелу.
Дом на улице Подлипичье, в котором жил священномученик Серафим Звездинский
А напротив находится церковь Иконы Божией Матери, где висит мемориальная табличка нескольким новомученикам, в том числе Василию Соколову, погибшему в лагере.
Церковь, с которой связаны имена нескольких новомучеников.
На этом, собственно, наша экспедиция подходит к концу. Но мы еще не раз вернемся в эти места, чтобы пополнить наши данные об истории Дмитлага. Следите за нашими соцсетями, чтобы не пропустить публикации про другие экспедиции, а также экскурсии, мероприятия и многое-многое другое.
Поделиться: