Яблонская (Рубинштейн) Н.М.: «В этот день 113 человек было расстреляно» | фильм #370 МОЙ ГУЛАГ


Источник

04.03.2024

Музей истории ГУЛАГа публикует 370-й фильм проекта «Мой ГУЛАГ» — рассказ Нины Яблонской об истории своей семьи — польских евреев: об эмиграции отца из Польши в СССР, о его жизни и последующем расстреле в годы Большого террора.

Нина Яблонская родилась в 1934 году в Москве. Отец — Мордко Рубинштейн — родился в 1898-м в городе Луков (территория современной Польши) в многодетной рабочей семье. Из-за скорой смерти отца Рубинштейну пришлось рано начать трудовую жизнь: он устроился на обувную фабрику в Лукове, а потом в Варшаве. После революции и начала Гражданской войны поддержал большевиков и в 1920-м присоединился к частям Красной армии, прослужил до 1922-го в стрелковой дивизии. После демобилизации Рубинштейн вступил в ряды ВКП(б) и перешел на партийную работу.

В 1927 году Рубинштейн переехал в Москву, поступил в Коммунистический университет национальных меньшинств Запада имени Мархлевского. В это время он познакомился со своей будущей женой — Мирой Корабельниковой. Они зарегистрировали брак в 1931-м. В 1934-м у них родилась дочь Нина. В Польше у Рубинштейна остались мать и сестра, которые потом стали жертвами Холокоста: были убиты нацистами в лагере смерти Треблинка.

Впоследствии Мордко Рубинштейн перешел на работу в Управление воздухоплавания «Дирижаблестрой», где заведовал парткабинетом. Именно на этой должности его арестовали 9 марта 1938 года — в период массовых карательных операций, позднее названных «Большим террором». Рубинштейна обвиняли в том, что он занимался «шпионской деятельностью в пользу Польши» (статья 58-6 УК РСФСР), якобы передавая туда данные о лесозаготовках и настроениях советских солдат. Расстрелян 7 июня 1938 года по приговору Комиссии НКВД СССР и прокурора СССР (так называемой «главной двойки»). Предположительное место захоронения — Бутовский полигон.

После расстрела мужа Мира осталась одна с дочерью. Во время войны они отправились в эвакуацию в Свердловскую область. В 1943-м вернулись обратно в Москву. В послевоенное время Нина Мордковна окончила школу, потом институт, стала инженером-теплоэнергетиком. Работала в Государственном институте азотной промышленности (ГИАП). Занималась общественной работой по увековечению памяти репрессированных. Активный член общества «Мемориал»* с конца 1980-х.

Мордко Рубинштейн реабилитирован в 1957 году «за отсутствием состава преступления», а Нина Яблонская признана пострадавшей от политических репрессий только в 1995-м как «дочь лица, расстрелянного и реабилитированного посмертно».

Содержание:
00:00 Титры
00:29 «Он любил Россию очень» / о своем отце
03:17 Об аресте отца
05:32 «Меня в списках не оказалось» / о поступлении в институт
06:46 «"Я признаю себя виновным"» / об обвинениях в отношении отца
08:12 «Отец — умер» / о том, как скрывала арест отца
09:35 «Реабилитирован посмертно»
11:15 О родных, погибших во время Холокоста
12:55 «В этот день 113 человек было расстреляно» / о месте захоронения отца
13:39 «Я очень хотела поставить памятник» / о своей общественной работе и памяти

*Международный «Мемориал» признан в России иностранным агентом и ликвидирован.

Проект Мой ГУЛАГ
Режиссёр: Светлана Прокудина
Оператор: Максим Коновалов
© Студия визуальной антропологии Музея истории ГУЛАГа | 2023 год

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В ПРИКАМЬЕ 1918-1980е гг.
Ссылка крестьян на Урал в 1930-е годы
ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
| За нами никакого греха не было
| Для тебя средь детей не бывало чужих
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus