Новые спецобъекты отмечены на «Карте ГУЛАГа в Прикамье»


12.01.2022

Активисты краевого Общества «Мемориал» продолжают работу над составлением электронного ресурса, посвящённого публикации сведений обо всех учреждениях советской пенитенциарной системы, действовавших в 1930 – 1950-е годы на территории современного Пермского края http://pmem.ru/karta

На электронной Карте отмечаются разные виды учреждений – спецпоселения, тюрьмы, исправительно-трудовые колонии, лагерные зоны и т.д. Каждое из них не просто обозначается пиктограммой на карте местности, но ещё и сопровождается короткой справкой на основе найденных сведений. Главным образом, информация о таких объектах берётся из ранее секретных документов НКВД – дислокаций, отчётов, докладов, в которых отражался ежегодный учёт поступающего и работающего в регионе «спецконтигента» (понятное дело, что он включал в себя не только жертв политического террора, а всех репрессированных в целом). Сегодня многие эти документы рассекречены, хранятся в государственных архивах и общедоступны.

Подобная исследовательская работа не скорая, требует большой тщательности и скрупулёзности, поэтому и ведётся волонтёрами «Мемориала» уже несколько лет. Сведения проверяются, чтобы избежать повторов упоминания на Карте (ведь некоторые поселения и учреждения ГУЛАГа могли не раз менять свои названия). А поскольку в архивах находятся всё новые и новые учётные документы, конца этой работе пока не видно. Тем не менее, уже опубликованные сведения поражают своими масштабами.

В настоящий момент на карте региона отображены сведения о 1750 учреждениях, причём большая часть из них связана с спецвысылкой. В частности, к уже имеющимся 312 спецкомендатурам добавилась информация о ещё семи. В сталинский период такие комендатуры осуществляли учёт и надзор за людьми, репрессированных и высланных в административном порядке, так называемыми спецпереселенцами.

Они были самой многочисленной группой, подвергшихся политическим репрессиям за весь советский период, включающей в себя десятки и сотни тысяч представителей «раскулаченного» крестьянства, депортированных народов и других категорий, высланных в разные годы и по разному поводу. Все эти люди были насильственно перевезены в прикамский регион в 1930 – 1940-е годы, вынуждены здесь жить и трудиться. Сами комендатуры, внешне ничем не примечательные и состоявшие часто из одного сотрудника – собственно, самого коменданта, между тем являлись низовым и важнейшим звеном сталинской пенитенциарной системы, осуществлявшей жёсткий и пристальный контроль за всеми неугодными и потенциально опасными для советской власти гражданами.

На Карте ГУЛАГа представлена информация о 1018 спецпоселениях. Новые справки о 30-ти из них основаны на учётных документах НКВД довоенного периода. География месторасположения этих спепосёлков была широкой – это Осинский, Фокинский (ныне – Чайковский), Ильинский, Верещагинский, Сивинский, Пермский районы, а также Коми-Пермяцкий округ. Судя по тому, что основной и чаще упоминаемой категорией спецконтингента названы «трудпоселенцы», то большинство из них, вероятнее всего, появились ещё в 1931 году, когда в Прикамье пришла основная ссылка «раскулаченных» крестьян.

Впервые опубликована информация о пяти лагерных отделениях Вишерского исправительно-трудового лагеря. Напомним, что Вишерлаг был самым первым крупным лагерным управлением в СССР и действовал с 1928 по 1934 годы, ещё до официального учреждения Главного управления лагерей (ГУЛАГ) НКВД. В 1931 году максимальная численность заключённых Вишерлага составляла 39 тысяч человек.

Участники строительства Красновишеского целлюлозно-бумажного комбината на разработке торфа. Чердынский район, Уральская область. 7 июля 1930 г. Архивный отдел администрации Красновишерского района.

Они строили Красновишерский целлюлозно-бумажный комбинат, Березниковский химический завод и иные предприятия на севере региона. Тяжелейшие условия труда и быта предопределили и самую высокую смертность среди всех других лагерных управлений того периода – по официальной статистике здесь погибал каждый третий заключённый.

Совсем скупые сведения удалось обнаружить в архиве Информационного центра ГУВД по Пермскому краю, в которых упоминаются тюремные учреждения. Эта тема ещё потребует своего дополнительного изучения, поскольку архивные документы нам лишь кратко рассказывают о том, что помимо пересыльных тюрем (одна из самых известных в городе Перми – это тюрьма НКВД №2, в здании которой сейчас располагается Театр кукол), существовали ещё и так называемые «общие тюрьмы», «внутренние тюрьмы» и даже «внутренние тюремные камеры».

Тюрьма НКВД №2, в здании которой сейчас располагается Пермский Театр кукол. ПермГАСПИ. Ф.8043. Оп.1. Д.А-60.

И это всё разные по типу учреждения, которые, вероятнее всего, отличались друг от друга не только категориями арестованных, находящихся под следствием или на пересылке (например, общая тюрьма №5 города Соликамска), но и их количеством (внутренняя тюремная камера при Чусовском городском отделе НКВД) и отношением к производственной деятельности (пересыльная тюрьма «КамГЭС» или тюрьма «ТЭЦ №6»).

Работа над созданием «Карты террора и ГУЛАГа в Прикамье» продолжается.

Авторы:

Роберт Латыпов, председатель Пермского краевого отделения общества «Мемориал», (342) 281-95-59

Александр Чернышов, член Правления и научный сотрудник Пермского краевого отделения общества «Мемориал»,

Рамиль Фатхутдинов, член Правления и научный сотрудник Пермского краевого отделения общества «Мемориал»

 

Пермский «Мемориал» НЕ ВКЛЮЧЁН в реестр общественных организаций – «иностранных агентов». Однако, поскольку наша организация связана с Международным Мемориалом, который включён в данный реестр, то мы в соответствии с требованиями российского законодательства вынуждены маркировать нашу продукцию текстом следующего содержания:

«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, внесенной Минюстом РФ в реестр, предусмотренный п. 10 ст. 13.1 ФЗ «Об НКО», или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации».

Отметим также, что Международный Мемориал не согласен с этим решением Минюста РФ и оно оспаривается в суде.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Карта террора и ГУЛАГа в Прикамье
Узники проверочно-фильтрационных лагерей
По местам спецпоселений и лагерей ГУЛАГа
| Невиновен, но осужден и расстрелян
| Мне было три года, когда маму и папу забрали
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus