Специальный котел в аду. Единственному в России музею раскулаченных переселенцев грозит закрытие из-за слишком мощного отопительного прибора. Его установили по требованию местной администрации


Автор: Олег Зурман

Источник

28.12.2020

В Томской области единственный в России Центр памяти раскулаченных крестьян-спецпереселенцев оказался под угрозой закрытия из-за долгов за электричество. Все дело в котле отопления, который потребляет слишком много энергии. Этот котел основательниц музея обязали установить чиновники — предыдущий был самодельным и не отвечал требованиям безопасности.

Центр памяти раскулаченных спецпереселенцев открылся четыре месяца назад в селе Палочка на севере Томской области. Музей на средства президентского гранта основали две местные жительницы Ирина Янченко и Гульнара Корягина. В 2018 году в окрестностях поселка они нашли массовые захоронения крестьян, сосланных сюда с Алтая в 1930-х.

Изучив архивные документы, Янченко и Корягина выяснили, что высланы в Палочку были почти 8 тысяч человек, большинство из них погибли из-за голода и болезней. Через два года после депортации в живых оставались чуть больше 700 репрессированных. Останки ссыльных лежали в ямах и рвах на глубине менее полуметра, рассказывал командир одного из поисковых отрядов в документальном фильме «Яма: дорога спецпереселенцев», снятом томским независимым новостным агентством ТВ-2.

По словам Ирины Янченко, поселковая администрация поначалу выступила против увековечивания памяти репрессированных, однако женщинам в итоге удалось отстоять проект музея. К 2020 году они установили имена 1 217 семей, депортированных в Палочку, а места захоронений привели в порядок. Чтобы получить сведения о раскулаченных крестьянах, Янченко и Корягина почти каждую неделю ездили за 340 километров в Томск, где находится архив информационного центра областного УМВД.

Открыть мемориальный центр планировалось в здании бывшей совхозной конторы, которую основательницам музея пообещал передать один из томских предпринимателей. Однако власти признали здание аварийным и предложили другой вариант — закрытую и пустующую уже десять лет поселковую школу, точнее, часть помещений на первом этаже; за счет президентского гранта там сделали ремонт.

В музее собраны одежда, личные вещи и предметы быта, которые раскулаченные крестьяне привезли с собой в Палочку. Кроме того, здесь действует архив и библиотека. С момента открытия Центра в конце августа 2020 года его посетили более 100 человек.

С наступлением холодов Янченко и Корягина столкнулись с непредвиденными трудностями. Оказалось, что денег, выделенных в рамках гранта на содержание музея, не хватает на платежи за электричество. Все из-за электрического котла отопления, который местные власти и проверяющие органы обязали установить в школе. Изначально здание отапливалось самодельным котлом, который местный сварщик сделал из простого листового железа. «Мы собирались на этот железный сваренный котел поставить кожух. Находится этот котел в отдельной комнате, мы это помещение называем бытовка. Там ничего нет, только швабры для уборки», — рассказывает «Медиазоне» Янченко.

Но когда представители поселковой администрации взглянули на самодельный котел, они поставили Янченко перед фактом: использовать такие аппараты запрещено, потому что они не соответствуют требованиям безопасности и ставят под угрозу жизнь посетителей. «Сказали, что когда в Кемерово был случай с пожаром, после этого все запретили», — говорит Янченко.

После этого создательницам мемориала пришлось купить в магазине электрический котел, который соответствовал предъявляемым требованиям — но он оказался гораздо мощнее.

К тому же юрлица, объясняет Янченко, платят за электроэнергию по другому тарифу — 7 рублей за киловатт. Только за октябрь музею пришел счет на 46 тысяч рублей. «У нас морозы, он гоняет у нас круглосуточно», — рассказывает соосновательница Центра. К началу декабря долг составлял уже больше 90 тысяч рублей. Отключать на зиму котел нельзя, отмечает Янченко, потому что без отопления помещения и экспозиция придут в негодность.

Ни местная администрация, ни региональные власти на просьбу материально поддержать музей не отреагировали. На субсидии Центр тоже пока рассчитывать не может — проект зарегистрирован меньше года назад. «Когда мы этот проект только задумывали, мы отталкивались от указа президента, который был в марте 2016 года, о том, что всем организациям, кто занимается восстановлением памяти, сохранением памяти репрессированных и восстановлением братских могил репрессированных, оказывается государственная поддержка, поэтому мы этой бумаге поверили», — добавляет Янченко.

Отчаявшись, основательницы музея в ноябре запустили сбор средств на краудфандинговой платформе Planeta. Чтобы пережить зиму, музею нужно 130 тысяч рублей, на сегодняшний день основательницы проекта собрали треть этой суммы. Особенно активно жертвовать стали в последние дни — Янченко объясняет это резонансом от публикаций о музее в томских медиа.

Часть задолженности уже погасили, и в «Томсксэнергосбыте» пообещали, что обесточивать музей в ближайшее время не будут. Однако его создательницы опасаются, что свое обещание энергетики могут не сдержать. «Представительница компании удивилась, что нам администрация никак не помогает, потому что здание находится на балансе муниципалитета», — говорила Янченко.

Обращались создательницы Центра и на прямую линию Владимира Путина, проходившую 17 декабря параллельно с его пресс-конференцией, однако вопрос о судьбе музея президент оставил без внимания.

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Есть ли срок у презрения трудящихся? Отвечает Андрей Вышинский
| Варлам Шаламов и противоречия советской индустриализации
| Проект «Kogu Me Lugu». Интервью Хейно Пертеля
Створ (лагпункт, лаготделение Понышского ИТЛ)
Организация досуга
Без вины виноватые
| У нас даже фруктовые деревья вырубили
| «Не для того везли, чтобы освободить…»
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus