Исторический раздел:

Информационная сводка начальника Коми-Пермяцкого окружного отдела ОГПУ М.Ф. Синицкого, направленная в Уральский обком ВКП(б), о бытовых условиях и политических настроениях ссыльных в Коми-Пермяцком национальном округе по состоянию на 10 мая 1930 г


Информационная сводка начальника Коми-Пермяцкого окружного отдела ОГПУ М.Ф. Синицкого, направленная в Уральский обком ВКП(б), о бытовых условиях и политических настроениях ссыльных в Коми-Пермяцком национальном округе по состоянию на 10 мая 1930 г.[1]

 

14 мая 1930 г.

с. Кудымкар

Коми-Пермяцкого национального округа

Уральской области

Совершенно секретно

 7777_27878_279

На территории округа в ведении окр. ООГПУ имеется:

1) 1900 семей кулаков из Белоруссии и Дона на севере округа (Коса, Гайны, Кочево).

2) 380 человек административно-ссыльных по приговорам ОГПУ.

Первая категория (кулацкая ссылка) размещена временно[2] по крестьянским избам в порядке уплотнения и рассеяна в 3-х районах по 22 сельсоветам в 119 населенных пунктах.

Адмссыльные рассеяны в Юрлинском и Кудымкарском районах в 29 населенных пунктах, причем в самом Кудымкаре проживает 27 человек, преимущественно мелких тех[нических] служащих в сов. учреждениях.

 

БЫТ ССЫЛКИ И НАСТРОЕНИЯ

Быт кулацкой ссылки характеризуется на данный момент ее неустройством в трудовом использовании и постоянном расквартировании, а в связи с этим уже имеют место озлобленные настроения, выраженные пока в пассивном сопротивлении, принимающем массовый характер. Кулаки массами (партиями по 30-40 человек) оставляли [работу] или вовсе не шли на работу по лесосплаву. Они же проявили исключительную пассивность в обеспечении себя работой, предпочитая выжидательную политику, благо кооператив отпускает пайки (за наличный расчет). Особенно ярко эта кулацкая линия поведения стала заметна при первых попытках заинтересовать их посевами и огородами для себя. Здесь мы уже имеет массовые отказы заниматься этой работой (в Косинском и Гайнском р-нах). [Ссыльные говорят:] «Нас за землю сослали, а поэтому заниматься землей (работать на земле) мы больше не будем».

Местами, пока в единичных случаях, отмечены переход пассивного сопротивления к разговорам повстанческого порядка. [Ссыльные говорят:] «Если мы не будем принимать никаких мер, то нас задушат». «Как-нибудь до весны прожить, а там что-нибудь сделаем». «Здесь у милиции винтовок и других припасов, надо полагать, мало, также и в Кудымкаре, а нас ссыльных полно в каждой деревне. Стоит только подготовиться к одному дню всем… и восстать против власти,… уничтожить всех сельсоветчиков».

Отмечен (Гайны) случай, когда ссыльные прощупывают, у кого можно достать оружие «за какую угодно цену».

Отмечены беседы там же о возможности использования оружия леспромхоза.

«В местном леспромхозе 30 штук винтовок и 4000 патронов валяются без всякого присмотра и нам, ссыльным, стоит только на этот счет что-нибудь подсообразить, и тогда мы летом здешним властям себя покажем».

Однако пока что кулацкая ссылка в действии себя не проявила, ограничиваясь разложением колхозников и даже составляя им заявления о выходе.

«Выходите скорей из колхоза, пока еще не поздно, а то скоро будет крестовый поход на большевиков и тогда все колхозники погибнут. Да и так в колхозе вы будете вечно работать и ничего не получите».

Продолжающийся до последних дней отход из колхозов северных районов в известной мере нужно отнести к «работе» ссыльного кулачества в этом направлении.

Несколько случаев брака между молодежью ссылки и коренного населения, вообще более дружественные настроения молодежи обеих групп создают угрозу идейного обволакивания и разложения со стороны более культурной ссылки. Эта угроза коми-пермяцкой молодежи и вообще населению со стороны прибывших кулаков до сего времени не имела себе противопоставления в лице углубленной массовой работы местных сов. организаций и ячеек.

Если еще иметь в виду, что на севере округа сосредоточено свыше 1500 человек уголовщины (ссыльный соц[иально] опасный элемент на учете адмотдела), то оторванность от окружного центра и административного аппарата, да неналаженность (почти отсутствие) аппарата ГПУ по административному обслуживанию ссылки, то нужно сказать, что на севере округа мы имеем напряженное состояние.

Политическую устойчивость на севере может поколебать в этой атмосфере даже снятие с пайков всех неработающих и их семей. А такое распоряжение из области поступило, поставив окрисполком в затруднительное положение: «снять – нельзя, т.к. хозорганы и при желании не могут в данный момент использовать всю рабсилу (3500 человек, из коих работает приблизительно 1000 человек), а своих запасов продовольствия ссылка не имеет. Если не снимать, то прокормление до 10000 чел. уничтожит все местные ресурсы без нужного эффекта в трудовом использовании». Так до настоящего времени вся ссыльная масса получает пайки за наличный расчет.

Не только с административным, а и, главным образом, с хозяйственным обслуживанием этой массы округ переживает большие перебои, заставляющие определить, что на данный момент в северной части округа неблагополучно в этом серьезном вопросе.

___________

 

Группа адмссыльных (380 человек) весьма разнородна, в частности члены а/с политических партий составляют 20 человек. Довольно сильная группа духовенства (38 человек), остальные – бандиты, шпионы, валютчики, контрабандисты, спекулянты, участники к-р. организаций и кулачество (последних 31 чел.). Большинство этой ссылки является рабочей силой, а некоторые из них, в количестве 31 чел., находятся в качестве сов. служащих. В частности мы имеем с ведома окрисполкома и РКИ, по согласованию с окр. ООГПУ:

в    ОКРЗУ                             – 3 чел.       (1 агроном, 2 тех. раб[отника])

-"- Союзхлебе                        – 2 чел.       (1 бухг[алтер], 1 тех. раб.)

-"- Местхозе                           – 3 -"-         (2 техника, 1 тех. раб.)

-"- дорож[ном] отд.               – 5 -"-         (1 техник, 4 тех. раб.)

-"- Потребкооп[ерации]         – 3 -"-         (счетные работники)

-"- орг[анах] ОНО                  –  2 -"-        (1 бухг. и преп[одаватель]

  немец[кого] языка)

-"- Лескустпромсоюзе           – 2 -"-         (счетн[ые] раб.)

И в прочих учреждениях по одному тех. и счетные работники, в Окрторге один – на должности экономиста. На службе главным образом политссылка и категория за должностные преступления, часть за антисоветскую агитацию. Наблюдение за производственной деятельностью ссылки в учреждениях осуществляется руководителями учреждений.

Контрреволюционной деятельности адмссылки среди коренного населения и местной интеллигенции не наблюдалось. Кудымкар и вообще Коми-Пермяцкий округ на все категории адмссылки действует «охлаждающе», создавая условия изоляции. Несколько заметна активность ссыльного духовенства и в некоторых случаях сектантства. Здесь наблюдалась деятельность в форме «советов» женщинам, ищущих ходы к открытию церкви (Кудымкар), а отдельные сектанты нашли единомышленников в среде небольших сектантских групп, но работы не ведут.

Однако ряд случаев массовых женских выступлений за открытие церквей и там, где поблизости ссыльных попов не имеется, говорит за то, что здесь на антирелигиозном, как и на колхозном фронте, мы наблюдаем обычную реакцию администрирования.

Насколько интересуются та или иная категория адмссылки вопросами обактивления[3] работы среди массы прибывшего кулачья, и вообще какие будут взаимоотношения административной и кулацкой ссылки, окротдел уже принялся выяснять, но к данному моменту никаких материалов в этой области не имеется.

 

Нач. Коми-Пермяцкого ООГПУ    Синицкий

 

ПермГАНИ. . Л. 77–79. Подлинник. Машинопись.

 



[1] Копии сводки были направлены секретарю Коми-Пермяцкого окружкома ВКП(б) И.А. Артемову и в ПП ОГПУ по Уралу.

[2] Здесь и далее слова, выделенные разрядкой, в тексте документа подчеркнуты.

[3] Так в документе, имеется в виду «активизации».

Поделиться:

Рекомендуем:
| Реконструкция Мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД»
| «Дело врачей». Выставка в Музее истории ГУЛАГа с 5 апреля по 30 июня 2024 года.
| Не «обижать» старую общественность. Луначарский, Рыков и заслуженные артисты
Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929–1953)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В ПРИКАМЬЕ 1918-1980е гг.
Ссыльные в Соликамске
| Невольники XX века
| У нас даже фруктовые деревья вырубили
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus