Автор: Елена Хорошева
19.05.2020
Леонид Ладанов / Фото: Дмитрий Окунцев
Сегодня, 18 мая в мировом суде в Кудымкаре 68-летнему Леониду Ладанову, у которого останавливались литовцы, приехавшие в Кудымкарский район, чтобы прибраться на могилах близких и земляков, попавших в сороковые годы под репрессии, огласили приговор. Судья Людмила Мокрушина признала пенсионера виновным и оштрафовала на 100 тысяч рублей. О том, что происходило во время судебного заседания рассказывает журналистка Елена Хорошева.
— На судебное заседание Леонида Ладанова привез его адвокат. Обычно Леонид Николаевич приезжает сам. Где-то за час. И время до начала суда коротает в своей старенькой «Ниве».
«Ночь не спал. Давление подскочило до 210, — объясняет он. — Мне бы сейчас в лес, в сосновый бор. В лесу хорошо, быстро успокаиваешься».
Из-за плохого самочувствия Леонид Николаевич последнее слово читает по бумажке. Говорит, что считает себя невиновным. Говорит, что преступного умысла у него не было. Говорит, что принял литовцев у себя, поскольку они его друзья. Говорит, что почти все время во время экспедиции находился с ними: каждый день отвозил их на кладбище, где захоронены репрессированные, а по вечерам забирал обратно.
«Суд удаляется в совещательную комнату, — заявляет судья Людмила Мокрушина, когда подсудимый заканчивает. — Решение будет через полчаса».
Это становится неожиданностью для подсудимого и его адвокатов. Они не думали, что решение судья будет оглашать сегодня. На часах уже 17:20. Сегодняшнее заседание судья назначила на вечер. Тремя днями ранее прошли прения. О том, как отнеслась бы к такому повороту гособвинитель, сказать нельзя. Она в суд не явилась.
Пока мы ждем, я зачитываю из соцсетей слова поддержки, высказанные в адрес Леонида Ладанова. За него кулачки держат и в Перми, и в Москве, и в Вильнюсе.
«Спасибо, — кивает головой он».
Леониду Ладанову 68 лет. Он живет в поселке Велва-База Кудымкарского района. Родился и вырос в Галяшоре — месте, куда в 40-ые годы направляли депортированных литовцев, поляков, белорусов, татар и друге народы. Он рос с ними. Дружил и дружит до сих пор. На кладбище в Галяшоре, на котором похоронены репрессированные, лежит и его двоюродный брат, умерший в семилетнем возрасте от дифтерии. Леонид Ладанов приглядывает за кладбищем и помогает литовцам в его обустройстве.
В Кудымкарский район литовцы приезжают часто. Но в этот раз ими почему-то заинтересовались полиция, миграционная служба, местное Минприроды и ФСБ. По итогу литовцев и пермский «Мемориал» обвинили в захвате лесных участков, а на Леонида Ладанова возбудили уголовное дело за фиктивную регистрацию иностранных граждан. Литовцы обвинение оспорили в суде, «Мемориал» еще оспаривает. А Леонид Ладанов предстал перед судом в качестве обвиняемого по уголовному делу. По версии следствия, он указал при регистрации, что литовцы будут жить в его доме, а поселил их в дом своей матери, который стоит неподалеку. На прениях гособвинитель попросила наказать пенсионера за совершенное преступление штрафом 200 тысяч рублей.
По мнению руководителя пермского «Мемориала» Роберта Латыпова, это связано с политикой: МИД России запретил выдавать литовцам, участвующим в «Миссии Сибирь», визы. Приехавшие в Пермский край литовцы не участники этой миссии, но цель приезда та же — прибраться на могилах своих близких и земляков, депортированных сюда в довоенное и послевоенное время.
В зал заседания судя Людмила Мокрушина возвращается через минут сорок. Оглашение приговора длится 2 часа 20 минут. Она признает Леонида Ладанова виновным. Считает, что его вина доказана показаниями свидетелей обвинения и сотрудников полиции.
К слову, практически ни один из свидетелей обвинения с литовцами не общался, о том, что они жили не у Леонида Ладанова, а в доме его матери знают по слухам. Причем одна из свидетельниц поняла, что в поселке живут литовцы по их внешнему виду — «они не походили на лиц славянской национальности». Полицейские же, осматривая дома Леонида Ладанова и его матери, не установили, чьи вещи в них находятся, с литовцами общались без переводчика.
К показаниям же свидетелей защиты — других участников экспедиции — суд отнесся критически, поскольку посчитал, что они заинтересованы в исходе дела.
«По сути все это говорила гособвинитель, — отмечает после заседания Леонид Ладанов. — К словам моих адвокатов она, к сожалению, ни в чем не прислушалась».
«Не переживайте. Пойдем в следующую инстанцию, — успокаивают его адвокаты Сергей Кудымов и Эдуард Асатрян».
***
«Действовал во исполнение преступного умысла». В Кудымкаре начался суд над Леонидом Ладановым.
Репортаж Ивана Козлова из экспедиции в посёлок Галяшор.
Кто такие спецпереселенцы и почему властям так не нравится эта тема.
Фильм интернет-журнала «Звезда» о спецпосёлке Галяшор