Автор: Ирина Щербакова,
основатель конкурса и председатель оргкомитета
17.01.2020
В 2019 году конкурс исторических исследований старшеклассников «Человек в истории. Россия — XX век» отметил свое двадцатилетие. Это старейший и крупнейший школьный конкурс в России. С 1999 года в нем участвовало более 50 тысяч школьников со всех концов страны.
Главная особенность конкурса — внимание к судьбам простых людей. Этот фокус определяет его основные номинации: Цена победы, История семьи, Человек и власть, Человек и малая родина, Человек в обществе. Приходящие на конкурс работы показывают не парадную историю страны, а ту повседневность, которой жили десятки миллионов наших соотечественников в двадцатом столетии.
Основной организатор конкурса — общество «Мемориал». Оно было создано в 1989 году для того, чтобы сохранить память о политических репрессиях и проявлениях гражданской активности в СССР. Для этого сотрудники «Мемориала» собирают документы, письма и воспоминания, записывают интервью, публикуют результаты своей работы. То же делают и участники конкурса «Человек в истории». Нередко молодым исследователям удается открыть неизвестные факты, найти ценные документы, заполнить «белые пятна» в истории своего города или поселка. Так они участвуют в сохранении исторической памяти – не сконструированной, а настоящей, полной не только побед и достижений, но и трагических испытаний, которые пережили люди в России в ХХ веке. Мы надеемся, что самостоятельное и непредвзятое изучение событий прошлого сможет повлиять на отношение школьников к тому, что происходит сегодня, заставит думать, анализировать и с осторожностью относиться к громким словам и пустым символам.
40 тысяч работ, пришедших в «Мемориал» за два десятилетия, сформировали крупный архив из исследований, исторических свидетельств, архивных документов, фотографий и интервью. Это ценный материал, к которому часто обращаются профессиональные историки и журналисты, пишущие о российской истории ХХ в. Лучшие исследования опубликованы в 25 сборниках. Пять из них подготовлены вместе с нашими зарубежными партнерами и опубликованы на немецком, итальянском и норвежском языках. Последний сборник – «Простые истории: История России ХХ века глазами школьников»» – вышел в 2018 году.
За двадцать лет у конкурса появилось множество друзей и помощников. С нами активно сотрудничают ученые-историки, работники библиотек и музеев, писатели и журналисты. Но главная опора организаторов конкурса – это десятки учителей по всей стране, которые поддерживают нашу работу. Для них «Мемориал» регулярно проводит в Москве научно-методические семинары, посвященные преподаванию российской истории и внешкольной исследовательской работе со старшеклассниками. Огромную помощь конкурсу оказывают региональные координаторы. Благодаря их усилиям конкурс и стал по-настоящему всероссийским: работы приходят из всех регионов страны, причем почти половина участников – жители деревень и поселков.
«Человек в истории. Россия – XX век» является членом «Eustory» – европейской сети исторических конкурсов. В ее рамках проводятся совместные семинары, летние школы для победителей. Каждый год несколько наших финалистов принимают участие в летних школах «Eustory».
С 2009 года при поддержке Фонда Михаила Прохорова для лауреатов исторического конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», поступивших на гуманитарные факультеты в высшие учебные заведения, проводится специальный конкурс на получение стипендий. Ежегодно до пяти победителей Конкурса становятся стипендиатами Фонда.
Позади огромный путь. Конкурс меняется на наших глазах. Ушли в прошлое тысячи конвертов, которые мы получали в почтовом отделении. Теперь участники регистрируют и отправляют работы, не выходя из дома. Но есть нечто неизменное из года в год. Это чувство восхищения и вера в лучшее будущее, возникающие при чтении многих работ и при личном знакомстве с победителями конкурса. Ради них конкурс живет и будет жить.
Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями российской истории минувшего века, пробудить в них интерес к судьбам обычных людей, к их повседневной жизни – к тому, из чего складывается «большая история» страны.
Темы конкурса:
Цена победы
В рамках этой темы участники конкурса могут посвятить свои исследования судьбам обычных людей на войне и в тылу. Исследование может быть основано на проведенных интервью, документах из семейных и государственных архивов, музейных коллекций и т. д.
История семьи
В исследовании важно отразить отношение разных поколений к прошлому, привести примеры того, как передается семейная память; воссоздать историю повседневности прошлых лет, детали жизни и быта. Важно раскрыть характерные судьбы обыкновенных людей, в том числе своих родных и близких. Именно через отдельные биографии, через свидетельства близких людей нынешним школьникам легче понять и представить себе прошлое своей страны.
Человек и власть
Как взаимодействуют личность, общество и государство? Что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство? Исследователи не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.
Человек и малая родина
Авторам работ по этой теме предлагается проследить историю района, улицы, здания, местной церкви, памятника или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования может стать значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Главное условие – выбранный вами объект исследования должен быть связан с конкретными человеческими судьбами.
Человек и общество
Приглядитесь внимательно к тем, кто живет или жил рядом, но принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? С чем это связано? Попытайтесь выяснить исторические корни проблемы. Кто и при каких обстоятельствах оказывался «чужим» в вашем городе или деревне в ту или иную эпоху? XX век – эпоха миграций, и многие школьники увидят относительность понятия «чужой», осознав, что и они сами (или их друзья и соседи) – потомки «чужих».
Участниками конкурса могут стать учащиеся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального и высшего образования России в возрасте от 14 до 18 лет.
Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. качестве наставников Руководителями могут быть учителя, родители и даже профессиональные историки. Коллективные работы должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника. В Москву приглашаются авторские коллективы не более 3 человек.
Номинации конкурса
– исследовательская работа
– мини-исследование
– фотоконкурс
– видеоконкурс
Исследовательская работа – свыше 20 тыс. знаков (с пробелами). Оценивая работу, жюри учитывает такие критерии, как ценность и новизна собранного материала, умение автора поставить интересную исследовательскую задачу, критическое отношение к источникам, знание и понимание исторического контекста, ясность и логика изложения, обоснованность выводов.
Мини-исследование – менее 20 тыс. знаков (с пробелами). Небольшая работа по одной из тем конкурса. Она может быть посвящена более узкой теме в отличие от исследовательской работы (например, автор может ограничиться анализом материальных или иных свидетельств из семейного архива, публикаций местной прессы). Критерии оценки – те же, что и для исследовательской работы.
Фотоконкурс – участнику этой номинации необходимо выбрать в окружающей его среде – в городе, поселке, деревне и т. д. – интересный объект, который имеет отношение к теме конкурса, найти его исторические изображения (открытки, архивные фото, иллюстрации в книгах или журналах) и сделать 5–7 сегодняшних фотографий этого объекта или места, где он был расположен. Получившийся изобразительный ряд должен быть дополнен небольшим авторским комментарием-эссе, так чтобы текст и фото составили вместе небольшой рассказ, отражающий историю выбранного объекта, изменения, происходившие с ним в течение времени, отношение к нему городских жителей – историков-краеведов, журналистов, официальных лиц или членов семьи автора. Текст сопроводительного комментария-эссе не должен превышать 10 тыс. знаков (с пробелами).
Видеоконкурс – в этой номинации к участию принимаются созданные самостоятельно или группой авторов: видеофильм, представляющий собой законченное историческое исследование; видеоматериал, послуживший источником для письменной работы (интервью, съемка места событий); видеосюжет о событии, человеке, объекте, историческом месте и т. п., иллюстрирующий письменную работу; собранный и смонтированный видеосюжет по теме письменной работы, основанный на материалах из разных источников, архивов, фильмов, интернета; видеопрезентация письменной работы. В титрах каждого видеоматериала должны быть указаны: автор работы или автор сценария; оператор (кто снимал); герои и персонажи (кто на экране); консультанты (кто помогал: учителя, координаторы, родственники, сотрудники местных телеканалов и др.); источники (архивы, фильмы, использованная музыка и др.); школа, город, год съемок и создания видеоматериала.
По итогам конкурса в Москву будут приглашены авторы 40 лучших исследовательских работ, а также победители в номинациях мини-исследование, фотоконкурс и лучший видеофильм.
Требования к оформлению работ
Работы принимаются в электронном виде (весь текст, включая титульный лист, содержание, основную часть, приложение и список источников ? в одном файле).
На титульном листе обязательно должны быть указаны:
– фамилия, имя и отчество автора/авторов,
– почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты автора/авторов работы,
– номер школы/учебного заведения, класс,
– почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты школы/учебного заведения,
– фамилия, имя, отчество и должность руководителя, его почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты.
В разделе Библиография и источники обязательно должны быть перечислены все печатные, архивные и интернет-источники, которые авторы использовали при подготовке работы.
Подведение итогов
Результаты конкурса будут подведены в апреле 2020 года.
Авторы 43 лучших работ и 3 лучших учителя, отмеченные жюри, будут приглашены в Москву в апреле 2020 года на церемонию награждения для вручения дипломов и ценных призов.
Проезд и пребывание в Москве лауреатов и 3 лучших учителей оплачивает Оргкомитет конкурса.
3 победителя получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов, организованных европейской сетью «Eustory».
Лауреаты конкурса, поступившие в высшие учебные заведения на гуманитарные факультеты, смогут принять участие в стипендиальном конкурсе Фонда Михаила Прохорова.
Руководители, активно участвовавшие в конкурсе, будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре.
Свидетельства и грамоты
– все авторы присланных работ получат свидетельство участника;
– авторы работ, которые выйдут во 2-й тур конкурса, – поощрительную грамоту;
? авторы 200 лучших работ конкурса – грамоту;
– финалисты конкурса, авторы 100 лучших работ, – приз и диплом;
? авторы 43 лучших работ ? ценный приз, диплом и приглашение в Москву на церемонию награждения;
? все научные руководители получат сертификат;
– научные руководители лучших работ – грамоту за историко-просветительскую работу с молодежью.
Срок приема работ продлен до 31 января 2020 г.
Участники конкурса самостоятельно загружают свои работы в Личном кабинете на сайте www.urokiistorii.ru/konkurs
Со всеми вопросами обращайтесь по адресу: konkurs@memo.ru
Сайт «Уроки истории»
На сайте www.urokiistorii.ru/konkurs размещены работы участников конкурса, опубликованы методические материалы по подготовке и оформлению исследовательских работ.
На сайте регулярно размещается информация о российских и международных конкурсах по истории, аннотации учебников и научных публикаций, рецензии на книги, фильмы и выставки, затрагивающие историческую тематику.
Поделиться: