Исторический раздел:

Михаил Михайлович Золотов


Деревянные дома дореволюционной постройки в центральной части города Перми пошли под снос лишь в 1960-70-х годах. Под снос попал и дом по улице Луначарского, 47. Сегодня на его месте расположен жилой многоквартирный дом по адресу: улица Пушкина, 21. 10 августа 2015 года на фасаде этого дома был установлен знак проекта «Последний адрес» памяти Виктора Павловича Андреевского, так же проживавшего в доме № 47 по улице Луначарского.

В списке «Мемориала» есть ещё одно имя, связанное с ныне не существующим домом по адресу улица Луначарского, 47 – это Михаил Михайлович Золотов. Заявку на установку мемориального знака подал пермский журналист Юрий Куроптев.

Михаил Михайлович Золотов родился в 1885 году в селе Юрла Коми-Пермяцкого округа, в семье служащих. До революции окончил юридический факультет Казанского госуниверситета. В 1918-1919 годах при правительстве Колчака работал в следственных органах, что позже, в годы «Большого террора» сотрудникам НКВД дало повод «включить» М. М. Золотова в ряды мнимой «бело-офицерской диверсионно-повстанческой контрреволюционной организации». Такая «организация» в городе Перми включала несколько десятков человек.

Основные задачи повстанческой организации:

1.Подготовка вооруженного восстания для свержения советской власти;

2.Проведение диверсионной подрывной деятельности на оборонных предприятиях и энергетическом хозяйстве Перми.

 

28 октября 1937 года 3 отделением Пермского городского отдела НКВД арестован Михаил Михайлович Золотов (всего в этот день, 28 октября 1937 года, по данному делу арестовано более тридцати человек, в том числе арестован и Федор Алексеевич Евсеев, мемориальный знак проекта «Последний адрес» которому установлен 30 октября 2019 года на фасаде дома № 15 по ул. Борчанинова в городе Перми). До ареста М. М. Золотов работал заместителем председателя Пермского коллектива защитников.

М. М. Золотов по версии следствия НКВД

Являлся активным участником белогвардейской повстанческой организации, по заданию которой на протяжении ряда лет вёл активную повстанческую деятельность. Принимал участие в подготовке вооруженного восстания против советской власти, для этой цели хранил у себя в квартире револьвер системы «Наган». Т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58-2-11 УК РСФСР. (позже по ст. 58-10 и 58-11).

12 декабря 1937 года тройкой при УНКВД Свердловской области Михаила Михайловича Золотова приговорен к высшей мере наказания, расстрелу.

25 декабря 1937 года приговор приведен в исполнение.

Михаил Михайлович Золотов был арестован в возрасте 52 лет. К тому времени он имел жену, дочь и сына, который уже имел свою семью. Все они проживали в квартире № 5 дома № 47 по ул. Луначарского, а их соседями из квартиры № 4 была семья Андреевских (Виктор Павлович Андреевский арестован 3 августа 1940 года по ст. 58-10, 58-11, мемориальный знак проекта «Последний адрес» памяти В. П. Андреевского установлен 10 августа 2015 года).

Из воспоминаний Киры Вальтеровны Перевозчиковой (Ванд):

«Золотовы жили в 5 квартире, на втором этаже, а мы - в 4 квартире на первом, полуподвальном этаже по улице Луначарского дом №47. Хорошо помню жену Михаила Михайловича Нину Николаевну, она работала в войну в челюстном госпитале врачом, а моя старшая сестра Галина Вальтеровна была там медсестрой. Когда мы приехали с сестрой Галей в Пермь после ареста отца в 1937 году, а позднее в 1938 приехала из тюрьмы и наша мама, жили именно по этому адресу в семье Андреевского Виктора Павловича. Внучка Михаила Михайловича - Аллочка дружила со мной, ведь мне в 1937 году было 10 лет, а ей 11. Играли в куклы, бегали во дворе. Нина Николаевна, как врач, часто помогала всем, кто нуждался в её знаниях. Красивая и добрая была женщина»

 

2 июня 1956 года Военным трибуналом Уральского военного округа Михаил Михайлович Золотов был посмертно реабилитирован.

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
| Шаламоведение в 2023 году: Обзор монографий
7 мест в Перми, от которых пойдут мурашки по коже
Без вины виноватые
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В ПРИКАМЬЕ 1918-1980е гг.
| Боялись, ждали, что сейчас придут
| Меня звали вражинкой
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus