"Говорили, что это был врач от бога". История врача, попавшего в ГУЛАГ и спасшего от смерти Варлама Шаламова


Автор: Александр Пугачёв, Александра Филиппова

Источник

16.07.2019

В омском музее истории гражданской войны проходит выставка, посвященная врачу Андрею Пантюхову. Он попал по доносу в лагеря и спас сотни жизней других. Например, жизнь писателя Варлама Шаламова.

"Я посчитала это вполне корректным и метафорическим – назвать выставку "Спасти Человека" и спасти человека в себе, не подчинившись бесчеловечной реальности, и спасти человека, который потом станет великим писателем, летописцем ГУЛАГа", – говорит Юлия Кантор куратор экспозиции, доктор исторических наук.

Этот проект словно специально создан для тех, кто настойчиво продолжает говорить о том, что большинство жертв сталинского террора действительно были преступниками и пострадали "за дело". Студента Андрея Пантюхова арестовали сразу после защиты диплома. За разговоры.

"Это были обычные студенческие разговоры, может быть, несколько более критичные, чем об этом писалось в газетах. Например, Пантюхов, как это видно из материалов, говорил, что коллективизация – это не так хорошо, как об этом пишут в газетах, этого было достаточно, чтобы его заключить в лагерь на 3 года", – рассказывает Кантор.

Так и не получивший диплом врач Пантюхов лечил и спасал всех: и зеков, и лагерное начальство, но в 1937-м, как и многие тысячи "повторников" получил еще 10 лет лагерей.

"Он не потерялся, даже когда был в тюрьме, он спас очень много [людей]. Говорили, что это был врач от бога. И ведь потом даже смог защитить диссертацию. И он смог издать несколько книг. Это говорит о том, что если бы его не арестовали, он больше мог бы сделать, потому что все лучшие годы, самые плодотворные 13 лет, они были потрачены впустую", – говорит Галина Бородина, руководитель Центра изучения истории гражданской войны.

Будущего писателя в медицинский барак доставили в крайней степени истощения. Вместо своих обычных 80 килограммов Шаламов весил более, чем вдвое меньше, так он пишет об этом в знаменитых "Колымских рассказах". Доктор позволил своему новому пациенту отлежаться и фактически спас его от неминуемой смерти. В этой истории вроде бы нет ничего необычного – врачи на то и поставлены, но в условиях советских лагерей часто медики были инструментом в руках лагерного начальства.

"Благодаря Пантюхову Шаламов получил путевку на выживание. Он его не только лечил, но дал направление на фельдшерские курсы, благодаря чему Варлам Тихонович получил образование фельдшера", – рассказывает Максим Стельмак, главный архивист исторического архива Омской области.

Свой диплом Пантюхов получил лишь в 1947-м. Кто-то из благодарных пациентов справил своему спасителю паспорт без штампа. А дружба и переписка с Варламом Шаламовым с момента освобождения обоих уже не прекращалась.

"Проект уже создан, действует, но у нас продолжается работа. Мы обязательно продолжим его после 14 августа, когда он прекратит свое существование в этом зале. Мы создадим на основе собранных материалов виртуальную выставку, которая будет размещена у нас на сайте исторического архива", – говорит Людмила Чекалина директор исторического архива Омской области.

"Рассказ о человеке с трагической судьбой, человеке, попавшем в жернова тоталитарной системы всегда очень важен, и он важен от первого лица. Рассказом музейным мы привлекаем гораздо большее количество людей к этой теме, к этой личности и к драматическим, трагическим сюжетам", – говорит куратор экспозиции Юлия Кантор.

Осенью выставка переместится в мемориальный музей-заповедник политических репрессий "Пермь 36", там ее дополнит полностью воссозданный медицинский барак с оригинальными инструментами и мебелью. А в 2020-м займет свое место в экспозиции петербургского музея политической истории России.

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Чтобы помнили: трудармия, лесные лагеря, Усольлаг
По местам спецпоселений и лагерей ГУЛАГа
Ссылка крестьян на Урал в 1930-е годы
| Меня звали вражинкой
| Судьба инженера
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus