Автор: Григорий Ноговицын
08.10.2018
Звучащий в наушниках вкрадчивый голос артиста Александра Смирнова ведёт группу людей по улицам города. Он рассказывает о прошлом, о том, что здесь происходило 80 лет назад, в период репрессий 1937-38 года. От этих слов хорошо знакомые места приобретают неожиданно зловещий и мрачный оттенок. Это чувство усиливается, когда начинают звучать голоса потомков расстрелянных по ложным обвинениям жертв. После их слов сложно воспринимать город как раньше. Такое непростое, но важное путешествие предлагает зрителям аудиоспектакль «Зона голоса. Пермь, 1937».
К сожалению, современные театральные тенденции очень долго доходят до Перми. Пару лет назад в моду вошли иммерсивные спектакли, в которых зрители не просто наблюдатели, а активные участники действия, и зачастую эти спектакли проходят вне театральных пространств. Такие спектакли во множестве появились не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и других городах страны. Долгое время до нашего города эта мода не доходила. При этом нельзя сказать, что в Перми и крае ранее никогда не работали с подобными форматами. Когда-то в «Перми-36» была показана опера «Фиделио» в постановке Майкла Ханта, а в губахинском театре-студии «Доминанта» постоянно экспериментируют со спектаклями вне стен театра. Год назад в рамках Дягилевского фестиваля в Перми начал проходить «Remote Perm» — эталонный пример иммерсивнного спектакля от берлинской театральной команды Rimini Protocoll, одних из основоположников этого жанра.
Remote интересен тем, что совмещает в себе сразу несколько современных театральных форматов: собственно иммерсию как вовлечение зрителя, променад как прогулку по какому-то пространству и site-specific — то есть привязанность к определённому месту (или местам). И вот сейчас в конце сентября — начале октября, в рамках «Гражданских сезонов „Пермские дни памяти“» в городе проходит спектакль «Зона голоса. Пермь, 1937». Он очень похож по форме на «Remote Perm»: это тоже прогулка в наушниках по определённым местам города. Но «Зона голоса» имеет несколько важнейших отличий. Во-первых, этот спектакль целиком и полностью придуман и сделан пермяками. Во-вторых, ко множеству названных ранее форматов «Зона голоса. Пермь, 1937» добавляет ещё один вид современного театра — театр документальный. Подобное сочетание столь разных форматов большая редкость не только для Перми, но и для всей России.
В основе «Зоны голоса» лежат документальные факты, свидетельства и воспоминания пермяков времени «Большого террора». В спектакле использованы материалы государственных и ведомственных архивов, архива Пермского краевого отделения общества «Мемориал», а также воспоминаний, опубликованных в региональной Книге памяти «Годы террора». Поэтому все события, персонажи, фамилии, которые называют голоса в наушниках, реальны, а информация достоверна.
Фото: Дмитрий Окунцев
Фото: Дмитрий Окунцев
Продюсер спектакля Любовь Орлова рассказывает, что идея такой необычной постановки возникла год назад, во время первых Гражданских сезонов. Тогда и началась долгая и сложная работа над этим проектом. В определённый момент проект получил грант Президента РФ на развитие гражданского общества. Сама работа над спектаклем велась тоже в достаточном редком для российской провинции стиле продюсерского театра, то есть уже под идею искали людей, которые смогли бы удачно её реализовать. Сперва началась работа над текстом — её проделала драматург Ксения Гашева, уже создававшая сильнейшую компиляцию из разных текстов о страшных событиях российской истории для спектакля «#конституциярф». Всего, по словам продюсера, было подготовлено несколько вариантов, прежде чем был готов тот текст, что в итоге слышат зрители во время этой необычной прогулки.
Фото: Дмитрий Окунцев
Фото: Дмитрий Окунцев
Уже к финальной части работы был подключен режиссёр. Для «Зоны голоса» специально искали молодого постановщика, который мог бы работать в столь необычном формате. В итоге поставил спектакль Марк Букин — молодой режиссёр и актёр Театра-Театра, поставивший там весьма необычную «Чайку. Эксперимент». Занятно, что в спектакле «#конституциярф» он играл одну из ролей. Но в «Зоне голоса» молодому постановщику пришлось столкнуться с новым, неизвестным ему форматом работы и большим объёмом материла, значительная часть которого просто физически не смогла войти в спектакль.
«Работать было сложно, — рассказывает Марк Букин, — было много материала, нужно было проделать большой объём работы. От многих вещей пришлось отказаться, потому что иначе спектакль шёл бы 7-8 часов, а спектакль такого формата всё равно не может идти больше часа-полутора, как мне кажется... Для меня это была сложная работа, потому что я не могу назвать это театром, и даже в полноценной степени спектаклем. Всё равно для меня, когда есть артист и зритель, — это, собственно, и есть спектакль. Здесь тоже были актёры, мы ведь делали записи голосов, но это всё как-то абсолютно по-другому взаимодействует со зрителем. Актёры тут уже не совсем личности, они не конкретны — не конкретно Лёша, не конкретно Аня, не конкретно наши дорогие гости. Они уже нечто большее, чем человек — они уже звук; они — это ощущение. Я считаю, что работа с медиатехнологиями, когда у тебя есть только звук, наушники и городская среда, очень многое мне дали. Я теперь понимаю, как это можно использовать в театре в дальнейшем, какие это открывает дополнительные функции».
Фото: Дмитрий Окунцев
В итоге всей этой сложной работы «Зона голоса. Пермь, 1937» должна провести своих зрителей-слушателей не только через город, но и через время, через ту эпоху, где в любую минуту жизнь может оборваться без всякой причины. Поэтому неудивительно, что пеший маршрут начинается от Памятника жертвам политических репрессий на Егошихинском кладбище. Ведёт зрителей музыка композитора Андрея Платонова и голоса артистов Александра Смирнова, Анны Огорельцевой и Алексея Каракулова, которые и рассказывают невыносимые истории тех мест, где должны пройти зрители. Их путь проходит через знаковые места, связанные с топографией террора Перми — по улице с символическим именем Достоевского, мимо мрачного огороженного здания бывшей тюрьмы НКВД № 1 ныне СИЗО № 1); Тюремного сада (ныне Сада Декабристов), где предлагается представить, как там размешались десятки арестованных под открытым небом; «Дома чекистов» (Дом Пермского горсовета) откуда этих самых чекистов увозили их же коллеги, а также через «последние адреса» нескольких пермяков, ставших жертвами Большого террора. Городские улицы, дворы и парки становятся непридуманной и живой декорацией, а зрители — свидетелями тех страшных лет, когда человека могли забрать по абсолютно выдуманному делу. Например, польскому. Зрители буквально идут по пугающим следам репрессированных, и это ни с чем не сравнимое ощущение.
Фото: Дмитрий Окунцев
Фото: Дмитрий Окунцев
Но этот эффект погружения выходит на полную мощь, когда голоса артистов сменяют потомки репрессированных — дети расстрелянных по ложным обвинениям в 1937-1938 годах жителей Перми. А завершается это непростое путешествие сильнейшей сценой в Центре городской культуры, одном из домов «последнего адреса».
Фото: Дмитрий Окунцев
Фото: Дмитрий Окунцев
Фото: Дмитрий Окунцев
Поделиться: