Исторический раздел:

Бикмухаметов Ярулла


Микрорайон Заводской города Краснокамска в 1930-х годах именовался Майским посёлком. Но это было не простое поселение. Здесь проживали спецпереселенцы – раскулаченные крестьяне из Татарской АССР. Они строили бумкомбинат, а после его открытия работали на нём. Посёлок пережил второе рождение, только когда спецпереселенцев отпустили, а новые частные дома были построены на месте прежних.

Один из таких домов – дом № 43 по улице Старолинейная находится на окраине микрорайона. В списке жертв репрессий общества «Мемориала» есть одно имя, связанное с ним – это Бикмухаметов Ярулла. Заявку на установку мемориального знака подала его правнучка – Давлетханова Гульнара, ныне проживающая в Москве.

Бикмухаметов Ярулла родился в 1891 году в Татарской АССР. В 1931 году семья Бикмухаметова, как и сотни татарских семей, была раскулачена и выслана на Урал, в Краснокамск. Высланные крестьяне в 1931 году из нынешнего Татарстана в посёлок Майский проживали компактно, сохраняли свои национальные корни: народные традиции, культуру, родной язык, верование. Хранили мечту когда-нибудь вернуться на родину. Но для многих она, так и осталась мечтой…

«Большой террор» 1937-1938 гг. как лавина обрушился на спецпереселенцев Майского, калеча судьбы сотни семей. Аресты, допросы, ложные обвинения, суровые приговоры коснулись нескольких десятков переселенцев. Сотрудниками НКВД в Перми и Краснокамске была «разоблачена» якобы созданная ещё в 1931-1933 годах «контрреволюционная националистическая-повстанческая организация трудпоселенцев мусульман», целью которой являлось – ни много ни мало! – создание единого буржуазного мусульманского государства с выделением его из состава СССР при помощи Японии, а также проведение на предприятиях Перми и Краснокамска различных диверсий. Начав операцию в августе 1937 года чекисты всё больше и больше «разоблачали» участников организации: шпионов и их руководителей. Всего таких участников было «обнаружено» около ста. Среди них – Бикмухаметов Ярулла, который был арестован 31 декабря 1937 года. 1 января 1938 года состоялся допрос.

«Признательные показания» Ярулла дал почти сразу: якобы контрреволюционная организация активно вербовала и готовила из числа переселенцев диверсантов, шпионов, вредителей, Ярулла был завербован в организацию в 1933 году, а теперь и сам являлся одним из руководителей небольшой группы. Эта группа под руководством Яруллы готовила диверсионные акты на скважинах нефтеразведки в районе бумкомбината Краснокамска. Вот часть сочиненного следователями НКВД бреда из протокола допроса Бикмухамтова Яруллы:

Моя группа готовила диверсионные акты на скважинах нефтеразведки в районе бумкомбината. Эта основная диверсия готовилась нами к началу войны Японии против СССР, что лишило бы и нефти и бумкомбината. Последний должен давать пороховую целлюлозу, что нами было учтено.

Организацией уже были совершены ряд диверсионных и вредительских актов, путем устройства взрывов, обвалов строений, пожаров лесных массивов и готовых штабелей.

Задания по диверсионной работе я получал от Ибрагимова Керима (руководителя организации).

С 1 января 1938 года по июль 1938 года Ярулла находился под следствием в пермской тюрьме без допросов, а 1 августа 1938 года обвинен в «контрреволюционной пропаганде» по ст. 58 ч. 2, 9, 10, 11 УК РСФСР, приговорен к расстрелу, конфискации имущества. 22 августа 1938 года приговор приведен в исполнение.

В 1939 году, когда ещё некоторые участники «организации» находились под следствием в пермской тюрьме, начался обратный процесс: обвинения против семи участников были пересмотрены и полностью сняты, а сами они были выпущены на свободу. Существование такой контрреволюционной организации оказалось лишь выдумкой чекистов, а их обвинения против спецпереселенцев не подтвердились при первом же беспристрастном допросе. Возможно, что отпустили на свободу всех, кто ещё оставался в пермской тюрьме и не успел получить свой приговор.

А Бикмухаметов Ярулла был посмертно реабилитирован Пермским областным судом 11 мая 1961 года. О смерти своего мужа его жена узнала лишь в ноябре 1960 года, когда об этом сообщили из КГБ.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Карта террора и ГУЛАГа в Прикамье
Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929–1953)
Из истории строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и Вишерского лагеря
| Добрых людей больше
| Любила его всей душой
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus