Экспедиция «По рекам памяти», часть 1. Тёплый приём в Тёплой горе и сорванный бойкот


Автор: Владимир Соколов

Фото: Владимир Соколов

Источник

17.05.2017

Казалось бы, ничего особенного: сесть на катамаран, сплавиться по реке, останавливаясь в местах, куда когда-то ссылали спецпереселенцев или где когда-то были колонии для политзаключённых, восстановить памятные знаки или поставить новые. Именно с этой целью Пермское краевое отделение международного общества «Мемориал» организует ежегодные экспедиции «По рекам памяти». Однако всякий раз, подводя итоги, понимаешь, что экспедиции объединяет лишь концепция. Интриги, сложности и приключения всегда разные, достойные отдельного рассказа. Не стал исключением и сплав по реке Вильва, прошедший в начале мая. Ожидаемая зона напряжения (источник проблем) таковой не оказалась вовсе, неприятности оказались неожиданными — как им и положено. Забегая вперёд, сообщаем: все вернулись не просто живыми, но и довольными.

Стать участником экспедиции может любой, внятно объяснив свои разумные мотивы. Предложив журналисту «Звезды», члену пермского «Мемориала» принять участие в сплаве, председатель общества Роберт Латыпов предупредил, что девять из двенадцати участников — члены национальной организации добровольцев «Русь», она же — НОРД «Русь», из Твери и Екатеринбурга. На сайте организации сказано, что это некое православное и патриотическое братство детей, юношества и взрослых. Среди приезжих участников трое несовершеннолетних. «...Воспитание детей и юношества в православном, национально-патриотическом духе...» — это тоже на их сайте. Словосочетание «православный патриот» рождает в уме вполне определённые ассоциации — мы же все читаем новости. Что они хотят? Ведь ворошить «нехорошее» прошлое, увековечивать память о нём — это сегодня так непатриотично. В общем, интрига месяца, не иначе. Но обо всём по порядку.

День первый: знакомство с НОРД «Русью» и захлебнувшаяся провокация

В этот день нам предстояло малое: загрузиться в микроавтобус, доехать до посёлка Тёплая гора в Горнозаводском районе, разместиться в местном доме культуры, поужинать и лечь спать. Об установке памятного знака здесь заранее договорились с главой Теплогорского сельского поселения Еленой Ситниковой. При её же содействии нам организовали ночлег, а местный предприниматель обещал привезти необходимые для строительства памятного знака материалы.

Доехали. Посёлок довольно крупный по северным меркам. Когда-то здесь кипела жизнь, добывали алмазы, жгли уголь, делали чугун. Теперь же, как и везде по северу края, — тоскливый, неуютный покой, попахивающий скорым забвением. Развалины домов, ухабы на дорогах, обшарпанные стены домов и прошлогодние выцветшие листовки ЛДПР на серых стенах.

Двери Дома культуры открыты, нас приветливо встречают. Разгрузились, перетащили вещи в большой зал, где предстоит ночевать уже почти по-походному — на полу, в спальных мешках. Поужинали. Завтра планируется встреча с бывшими спецпереселенцами и их потомками. «Мемориал» собирает и архивирует личные истории. Для этого предстоит взять интервью у каждого, кто готов говорить и кому есть что рассказать. Роберт ведёт инструктаж о том, как правильно взять интервью. Послушали, записали.

А затем началось что-то странное. Наши новые знакомые из НОРД «Русь» надели одинаковые рубашки со множеством нашивок в разных местах, береты, галстуки вроде пионерских и стали готовиться к какому-то действу под названием «Свеча». Как выяснилось потом, для того, что они собирались делать, полагается разводить костёр, но для случаев, когда это происходит в помещениях, существует облегчённая версия. Итак, на полу разожгли три свечи, встали в круг. Как-то замысловато взялись за руки, запели песню, сели, закончили петь.

После действа были песни под гитару и беседы. Почему-то никто не призывал выгнать или хотя бы побить либералов, разоблачить врагов и вообще очистить святую Русь от нечисти. Песни были наивные, с прямым как рельса посылом, воинственные, но, скорее, оборонительного характера. Да и от самих ребят веяло каким-то миром и гармонией. Пришлось попытаться обострить, как говорится. Но на провокационные и даже умышленно немного агрессивные вопросы о религии, стадности и прочем терпеливо давались спокойные и, что важно, очень разумные ответы. В ответ на замечание об излишней воинственности песен, ребята исполнили несколько вполне мирных произведений из своего репертуара. А «Свеча» — это аналог вечернего костра, только в помещении, пояснила руководитель организации НОРД «Русь» из Екатеринбурга Александра Шипилова:

>> Костры есть простые, для приготовления еды ну или просто вечерком посидеть, погреться, а есть тематические. В большинстве случаев, вечерняя программа проходит у костра. Вот эта свеча была праздничная, посвящённая дню основания разведчества. Потому и песни такие, исторические, и суровость вся, потому что много было сурового за эти годы. По большому случаю чаще всего на этой «Свече» старички новичкам рассказывают об истории разведчества, про персоналии, про события. Ставятся точки (сценки) тематические. Поём песни.

Провокация захлебнулась. Спать. Завтра по плану — встреча с бывшими ссыльными, интервью и подготовка места для установки мемориального знака.

День второй: социальный бунт и идеологические шатания

Кто рано встаёт, тот умывается без очереди, если вас 12, а раковина одна. Умылись, позавтракали. Расставили полукругом стулья, ждём гостей. Тем временем к крыльцу подвезли и выгрузили часть материала, необходимого для сооружения стелы — несколько досок. Обещали ещё четыре бруса, но их почему-то не везут. Роберт звонит Елене Ситниковой, и тут выясняется, что у нас проблемы: социальный бунт и идеологические шатания. Местная жительница Татьяна Сырохватова, представляющаяся корреспондентом газеты «Новости», бузит и поднимает народ к решительному сопротивлению инициативе «Мемориала». Мы приехали и уехали, а главе поселения здесь жить, поэтому, понятное дело, процесс ставится на паузу до приезда Ситниковой.

Хорошо, ждём. Тем временем собираются приглашённые. Роберт устраивает небольшую презентацию нашего проекта, после чего волонтёры приступают к индивидуальным интервью.

Является и сама Сырохватова, которая перехватывает приходящих односельчан у входа и старается «вразумить». Нам удалось пообщаться с «общественной активисткой» после беседы с теми, кто пришёл на интервью, и даже получить от неё распечатанную версию её будущей статьи. Вот цитаты, на понимание сути:

>> ...из самой Москвы златоглавой в Тёплую гору приезжают представители...общества «Мемориал»...

Возможно, предположите вы, члены «Мемориала» хотят поздравить с праздником труда трудящихся Тёплой горы?.. Или вы думаете, что «Мемориал» перед 9 мая решил отдать долг памяти теплогорцам, воевавшим и павшим на фронтах Великой Отечественной?..

Вот на такое (установка стелы, — Прим. ред.) деньги находятся. Ну, правильно, ведь не помогать же современным теплогорцам, жертвам олигархических репрессий. Пусть посёлок продолжает угасать...

Судя по всему, узников «Перми-36» как раз и собираются помянуть «меморияльцы» накануне Дня Победы...Сидели там полицаи, каратели, предатели, бандеровцы, власовцы и прочая сволочь, помогавшая Гитлеру истреблять советский народ...

«Меморияльцам» такие вещи (подвиги теплогорцев, принимавших участие во второй мировой войне, — Прим. ред.) помнить не за чем, они «помнят» только то, за что им платят заморские конторы...

При ТАКИХ щедрых спонсорах можно только поливать грязью историю России-СССР, можно только бессовестно лгать про подвиг советского народа в Великой Отечественной войне...

Товарищи! Мы призываем теплогорцев и всех жителей Горнозаводского района, кому дорога память о подвиге дедов в Великой Отечественной войне, РЕШИТЕЛЬНО БОЙКОТИРОВАТЬ СООРУЖЕНИЕ СТЕЛЫ «МЕМОРИАЛА» В ТЁПЛОЙ ГОРЕ как предприятие антинародное, предательское и провокационное...

И мы призываем теплогорцев поддержать инициативу, альтернативную инициативе «заботливых» мемориальцев — это инициатива о возведении в пос. Тёплая гора памятного знака, посвящённого бессмертному подвигу 94-й гвардейской стрелковой дивизии...

Полагаем, суть претензий ясна. Надо отметить, что «товарищи» как-то сторонились одиозного корреспондента и крутили пальцем у виска. За исключением одного, который представился и зачем-то дал целых две своих визитки. Это Александр Дерендяев, член совета военно-патриотического клуба «Севастополь», он же заместитель председателя совета регионального общественного движения «Горнозаводское направление». Дерендяев горячо поддержал инициативу Сырохватовой и попытался оказать ей моральную поддержку. В ходе прений со стороны группы активистов в составе Сырохватовой и Дерендяева последовала угроза разрушения или сожжения установленной «Мемориалом» стелы.

Татьяна Сырохватова: Нам не нравится, что вы ставите этот памятник. Вы провели референдум? Не провели. Решили поставить. Это самовольство.

Кто-то из участников экспедиции: Будете ломать?

Александр Дерендяев: Нет. Мы культурные люди. Само сгорит. (Заливисто хохочет от собственной шутки).

Ну что ж. Теперь мы будем знать, кто приложил руки, если со стелой что-нибудь случится.

К слову, большую часть расходов участники экспедиции оплатили из своего кармана. Стройматериалы для сооружения стелы были предоставлены местным предпринимателем бесплатно.

Приехала Елена Ситникова. В Теплогорское сельское поселение также входит посёлок Промысла. Где-то там паводком подмыло опоры моста, и он начал разрушаться. Дорогу перегородили бетонными блоками, однако местные жители попросту сдвигают их в сторону и продолжают ездить через мост, который вот-вот рухнет. «Я уже сама на дорогу встала, чтобы их остановить, а они меня объезжают и дальше едут», — рассказала Ситникова. Ещё группа туристов куда-то пропала и не выходит на связь целые сутки, а тут мы со своей стелой и «социальная напряжённость» в исполнении Сырохватовой...

Нам удалось убедить главу поселения в том, что протест не пользуется поддержкой в народных массах, а отказ от установки мемориального знака на этом этапе вызовет именно то, чего она опасается. Сослались также на принятую в 2015 году Концепцию государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, в соответствии с которой, вообще-то, мы делаем то, что следовало бы сделать местными силами по инициативе районной администрации. Договорились. Значит, завтра всё по плану. Ужин, банька, рефлексия, вечерняя молитва наших друзей и здоровый сон.

День третий: установка стелы и новые помощники

Администрация посёлка предложила три места для стелы на выбор. Нам приглянулся небольшой участок на склоне, рядом с администрацией. Место хорошее, отлично просматривается. Подвезли обещанный брус. Кто-то принялся пилить, строгать и колотить под руководством Роберта Латыпова. Работа в некотором роде творческая. Кто-то взял на себя рытьё ямы — дело нелёгкое. В земле очень много камней, лома нет, лопата гнётся. Отвоёвываем каждый сантиметр.

Подошёл местный житель, смотрит с любопытством. «Колян», — представился. Поинтересовался, что да как. Мы рассказали. Николай выразил свою поддержку, помог с установкой стелы и даже принёс «отработку» (отработанное машинное масло) для пропитки подземной части стелы.

Ближе к торжественному открытию стал подтягиваться народ.

Наши тревожно озираются. Где же Сырохватова? Что задумала? Тревожно, когда противника не видишь, но знаешь, что он где-то рядом.

Тем временем стелу установили, Роберт рассказал собравшимся, кем, почему и памяти кого установлен мемориальный знак. Вот что гласит текст на табличке:

Памяти жертв политических репрессий. В Тёплой горе в 1930-1950-е годы на спецучёте НКВД находились и трудились на объектах лесной промышленности «раскулаченные» и высланные крестьяне, численность которых на 1 января 1941 года составляла 760 человек (253 семьи). В период с 1919-1947 годы по политическим мотивам был арестован 131 человек, из которых четверо погибли во время следствия, 20 человек были расстреляны в 1938 году, 62 человека получили длительные сроки заключения в лагеря ГУЛАГа, в отношении других дела были прекращены.

Сегодня все эти люди реабилитированы, в том числе и посмертно.

 

Во время речи наконец-то появился наш запыхавшийся идеологический противник. К счастью, без пилы, топора и коктейля Молотова. Сразу после Роберта, Сырохватова, поправ все регламенты, самовольно взяла слово, встав в позу рядом со стелой.

Читала по листочку. Смысл такой: передовые российские гуманисты предлагали миру формулу «миру — мир», но мир выбрал формулу «свой — чужой», поэтому у них не принято поминать неприглядные страницы своей истории и ставить им памятники. Только русским воинам ставят памятники по всему миру. Российские власти не позволили бы оппозиции ставить памятники «неприглядным страницам», если бы не хозяева мировых СМИ, с которыми приходится считаться. Война своих против своих в России устраивает всех, поэтому «Мемориал» ставит обелиски, а в Европе сносятся памятники советскому солдату.

Как «меморияльцы», так и односельчане автора выказали неспособность к восприятию двух страниц этого текста на слух уже на первой минуте публичного чтения. Некоторые смотрели на выступающую с сочувствием, остальные прятали глаза. Роберт сказал, что экспедиции «По рекам памяти» проходят с 2002 года, но с подобным он столкнулся впервые.

Перед тем как разойтись, жители Тёплой горы поблагодарили волонтёров и пообещали ухаживать за памятником, а Николай сказал, что пропитает брусья специальным защитным составом. Вот и хорошо. А нам пора собираться.

Сегодня предстоит добраться до Вильвы, разбить палаточный лагерь и приготовить ужин. Завтра начало сплава. Завтра мы узнаем о том, что тело волонтёра, погружённое в заполненный рюкзаками кузов, не вытесняет объём рюкзаков, равный объёму тела волонтёра, которое может вести себя как жидкость, принимающая форму сосуда. Потом будут ревущие пороги в метель, установка новых и восстановление обветшавших памятных знаков, новые встречи, более плотное знакомство с нашими спутниками и масса других впечатлений.

Но об этом — в следующем репортаже.

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
Что отмечено на Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
Из истории строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и Вишерского лагеря
| «Отец – революционер, дочь – контрреволюционерка»
| «У нас еще будут хорошие дни»
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus