Вам помогают альтернативщики


Автор: Ирина Кизилова

Источник

15.03.2017

В ваш почтовый ящик приходят газеты и письма, а если вы — пенсионер, то раз в месяц почтальон приносит на дом пенсию. Возможно, эту обязанность с некоторых пор выполняет не привычная вам тётушка преклонного возраста, а молодой человек.

Возможно, вы даже удивляетесь: что это он вдруг взялся за такую работу, на которой, как вы слышали от знакомой почтальонши, в месяц платят чуть больше восьми тысяч рублей? Мог бы ведь найти что-нибудь получше, перспективнее!

Да, конечно, мог бы, если бы этот юноша был обычным вольнонаёмным работником, а не альтернативнослужащим, то есть тем, кто вместо военной службы по призыву проходит альтернативную гражданскую службу (сокращённо — АГС).

В данный момент он, гражданин призывного возраста (от 18 до 27 лет), выбирает не где и кем работать, а как служить: с оружием или без оружия в руках. И он выбирает второе, поскольку военная служба противоречит его убеждениям или верованиям.

Возможно, он увлекается пацифистскими идеями великого российского классика Льва Николаевича Толстого или твёрдо следует христианским миролюбивым заповедям. Как же он может взять в руки оружие и учиться убивать?

Нет, он готов пойти хоть на самую непрестижную работу (часто альтернативщиков даже с высшим образованием направляют работать дворниками или санитарами в больницы, дома престарелых или инвалидов), лишь бы минула его чаша сия – выполнять приказы военных командиров. И не страшно для них, что АГС длится не один год, как военная служба, а двадцать один месяц: ведь этот срок пройдёт не в солдатской казарме, а под крышей родного дома или в общежитии, которое ему будет обязан предоставить работодатель.

С 2002 года российское законодательство дало гражданам право на замену военной службы альтернативной гражданской.

Пермский "Мемориал" приложил немало сил к тому, чтобы Государственная дума РФ приняла Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе". Дабы подтолкнуть думцев к такому решению, наша организация в 1998-2001 годах одной из первых в стране проводила эксперименты по отработке российской модели АГС. На их основе и был написан проект федерального закона.

Закон-то право предоставил, да вот местные чиновники в погонах – сотрудники военных комиссариатов – и члены призывных комиссий далеко не всегда его выполняют, чиня молодым людям препятствия на пути к АГС. Если ребята, чьи права нарушаются, обращаются в общественную правозащитную приёмную Пермского "Мемориала", действующую аж с 1997 года, то здесь им обязательно помогут. Расскажут, как правильно написать заявление на АГС, когда отнести его в военкомат, чтобы уложиться в обозначенный законом срок, что делать, если призывная комиссия отказалась удовлетворить просьбу о замене военной службы на альтернативную.

Если потребуется, сотрудники общественной приёмной помогут написать исковое заявление в суд для оспаривания неправильного решения призывной комиссии и сами будут участвовать в заседании гражданской инстанции суда как представители претендента на АГС. И всё это совершенно бесплатно, ведь "Мемориал" — благотворительная организация.

И вот что важно: деятельность Пермского "Мемориала", связанная с защитой прав молодёжи призывного возраста, полностью соответствует его уставным задачам. Да, в Уставе нашей организации записано, что одним из направлений её работы является содействие развитию гражданского и правового самосознания граждан, воспитание молодого поколения в духе правового государства. Пермский "Мемориал" не просто защищает права юношей призывного возраста, но и ведёт их правовое просвещение, содействуем развитию их гражданского и правового самосознания.

Идея продвижения альтернативной гражданской службы в России пришла к руководителям пермского "Мемориала" тогда, когда при создании Мемориального музея истории политических репрессий "Пермь-36" мы организовали на его базе в 1995 году первый летний волонтёрский лагерь.

Среди волонтёров был юноша из Германии Тим Бозе. Он рассказал, что в их стране каждый молодой человек после окончания школы может выбрать, как ему служить: с оружием в руках или на цивильдинст – гражданской службе. Через год Тим приехал в Пермский "Мемориал" проходить свою цивильдинст. Ухаживал на дому за одинокими бабушками и дедушками – жертвами политических репрессий, и такие установились между ними нежные, почти родственные отношения, что даже много лет спустя пермские бабушки и дедушки с огромной теплотой вспоминали этого немецкого, плохо говорящего по-русски парня.

Глядя на Тима, стали ухаживать за одинокими бабушками и дедушками и пермские волонтёры. Так родилась в нашем "Мемориале" волонтёрская социальная служба, действующая по сей день. Молодые люди из этой службы ухаживают за одинокими престарелыми людьми – жертвами политических репрессий, моют окна в их квартирах во время весенней и осенней акций "Чистые окна".

Из членов волонтёрской социальной службы "Мемориала" появились в Перми первые претенденты на АГС. Участие в волонтёрской социальной службе "Мемориала" помогает им подготовиться к совсем непростой альтернативной гражданской службе.

В 2016 году пермский "Мемориал", работая по проекту "Право на альтернативу", поддержанному "президентским" грантом, проконсультировал бесплатно десятки молодых людей призывного возраста со всего Пермского края; провёл множество информационно-просветительских встреч с учащимися различных учебных заведений; организовал в Перми межрегиональный форум альтернативнослужащих и претендентов на АГС; издал буклет и брошюру для учителей о том, как информировать учеников о их праве на выбор пути служения обществу – с оружием в руках или на альтернативной гражданской службе.

Работа по проекту "Право на альтернативу" продолжается и в этом году, причём не только в Пермском крае, но и в городах Свердловской и Кировской областей, в Республиках Марий Эл, Татарстан и Чувашия.

Там работают координаторы нашего проекта и созданы условия для бесплатного консультирования молодых людей призывного возраста. А это значит, что молодых людей, работающих в больницах, домах престарелых и инвалидов, на почте и других местах, где сегодня остро ощущается дефицит рабочих рук, станет больше.

Об авторе: Ирина Кизилова,
член правления Пермского краевого отделения Международного общества "Мемориал", руководитель общественной правозащитной приёмной

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
По местам спецпоселений и лагерей ГУЛАГа
ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
Узники проверочно-фильтрационных лагерей
| Я родился в «сорочке»
| «Нас, как собак, покидали в телегу…»
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus