Рамиль Фатхутдинов
Во время летней школы мы посетили ряд памятных мест, связанных с историей сталинских репрессий в Прикамье. Одним из них является Памятник жертвам политических репрессий, установленный на Егошихинском кладбище в г. Перми. Он был установлен и открыт 30 октября 1996 года по инициативе Пермского регионального отделения международного общества «Мемориал» на пожертвования жителей Перми, при финансовой и организационной поддержке областной и городской администраций. Композиция памятника представляет собой выполненную из серого бетона звонницу, сверху опутанной колючей проволокой и установленной на постаменте в форме пятиконечной звезды, а также две мемориальные стелы, установленные здесь же. Надпись на одной из них: «Памяти жертв политических репрессий», на другой – отрывок из стихотворения поэта Анатолия Жигулина, репрессированного в сталинское время: «О, люди! Люди с номерами, вы были люди, не рабы. Вы были выше и упрямей своей трагической судьбы».
Отдалённое месторасположение памятника возле небольшой речушки Стикс заставляет призадуматься. Кладбище расположено в стороне от центральных улиц города, вдали от взглядов случайных прохожих. Но и место было выбрано неслучайно. Неподалеку от памятника, с противоположной стороны лога находится СИЗО №1 г. Перми, бывшая сталинская тюрьма-пересылка, существующая на этом месте уже более 130 лет. Во время экскурсии по памятным местам Роберт Латыпов, сопредседатель Молодёжного «Мемориала» в Перми, рассказывал нам о том, что по воспоминаниям очевидцев в годы сталинского террора трупы погибших заключённых тюрьмы сбрасывались здесь прямо вниз, в овраг, где тела даже как следует не закапывали в землю. Сейчас это место хорошо просматривается со стороны Памятника жертвам политических репрессий.
В расположенном рядом со зданием тюрьмы сквере Декабристов[1] мы не без удивления обнаружили ещё один памятник, установленный (цитирую надпись на стеле) «в память о сотрудниках уголовно-исполнительной системы, погибших при исполнении служебного долга». Мы были слегка шокированы, увидев это: как в таком трагическом месте, хранящем память о тысячах невинных людей, заключенных в эту тюрьму и сосланных затем в лагеря, как можно было поставить здесь памятник тем, кто исполнял приговоры сталинского режима?
Как выяснилось, действительно, этот памятник установлен здесь не в память о жертвах политических репрессий, а в память о тех, кто был сотрудником этой уголовно-исполнительной системы и о ком позже, после различных войн осталась память как о героях. Конечно, среди сотрудников тюрем и лагерей были люди, погибшие на войне, исполнившие свой долг по отношению к родине. Но может быть, стоило всё же тогда где-нибудь в другом месте устанавливать этот памятник? В общем, этот факт нас чрезмерно удивил.
На следующий день в рамках нашей летней школы состоялась встреча с депутатом Пермской городской думы Алексеем Анатольевичем Грибановым. Он же является и председателем городской Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. Целью нашей беседы было узнать позицию государства по отношению к теме истории сталинских репрессий и к тому, как эти события преподносятся в сегодняшней России. Какую политику проводит государство в плане того, кого следует помнить и как? Алексей Анатольевич подчеркнул, что возглавляемая им городская Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий активно сотрудничает с общественными организациями в проведении различных проектов на эту тему и их финансировании. В частности, помогает в организации передвижных выставок, поездок учащихся в Мемориальный музей «Пермь-36», проведении внеклассных мероприятий со школьниками[2]. Однако, на наш вопрос, почему единственный в Перми памятник жертвам политических репрессий расположен не в самом удачном для этого месте, ответом было следующее. Сегодня пермские власти хотели бы «направить свой взгляд в будущее» и преследовать при этом цель «патриотического воспитания населения». Надо воодушевлять людей, и очень важно найти равновесие между «напоминанием» и «побуждением». Поэтому подобного рода памятники и стоит устанавливать не в центре города, иначе они служили бы каждый день не совсем той цели.
Для меня лично очень показательным в плане отношения государства к вопросам памяти жертв сталинских репрессий был тот факт, что наш собеседник, будучи несколько лет председателем Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, сам впервые посетил музей «Пермь-36» лишь месяц тому назад, в рамках фестиваля «Пилорама». И это несмотря на то, что этот музей открыт уже с 1995 года! И, тем не менее, Алексей Анатольевич всегда высказывался за существование в регионе такого рода музея и всегда признавал его историческую и культурную ценность и для сегодняшней истории.
[1] Сквер Декабристов находится в месте пересечения улиц 1 и 2 Луначарского и Николая Островского, между тюрьмой и зданием Главного управления федеральной системы исполнения наказаний по Пермскому краю.
[2] «Уроки истории» – внеклассное мероприятие или итоговый урок по теме «История репрессий в СССР», проводимый в рамках экскурсии в Мемориальном музее истории политических репрессий «Пермь-36».
Записей не найдено.