12 декабря 2014 г. в Приокском районе Нижнего Новгорода был открыт памятник Андрею Дмитриевичу Сахарову – автор нижегородский скульптор Алексей Щитов. Михаил Прохоров, по инициативе и на средства которого был создан памятник, к сожалению, в церемонии не участвовал, так как не смог вылететь из Москвы из-за погодных условий. Вела церемонию Директор Музея А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде Любовь Потапова, ленточку торжественно разрезали Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и Глава Администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов, выступили Валерий Шанцев и Борис Альтшулер.
Отрывок из выступления Бориса Альтшулера
при открытии памятника А.Д. Сахарова
перед музеем А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде
12 декабря 2014 г.
Полностью согласен с тем, что только что сказал Валерий Павлинович Шанцев. Сахаров никогда не сожалел о своем участии в создании ядерного оружия и всегда говорил, что это сыграло важнейшую роль в предотвращении третьей мировой войны. Но при этом он ясно понимал, что неограниченное взаимное наращивание противостоящих ядерных сил делает это «равновесие страха» всё более неустойчивым и что в этих условиях даже простая случайность может привести к гибели человечества. Страстное желание предотвратить эту угрозу по сути и стало первопричиной его общественной правозащитной деятельности в последние 20 лет жизни.
Прошло, подумать только, четверть века со дня кончины Андрея Дмитриевича Сахарова. Целая эпоха. Мы с ним были знакомы в течение 20 лет – в другую эпоху. Но сейчас скажу о том, что неизменно и никогда не утратит актуальности.
Хочу заявить официально, что таких людей, как Сахаров, я никогда больше в жизни не встречал. В чем его особенность? В огромной творческой энергии созидания. В готовности в каждый момент всё рассматривать как бы с чистого листа. Цитирую Сахарова: «Будущее не только непредсказуемо. Согласно законам квантовой механики оно даже не определено. Оно творится всеми нами в нашем бесконечно сложном взаимодействии». Или же, как написал в своих воспоминаниях его американский «бомбовый» коллега Эдвард Теллер: «Сахаров был оптимистом. Пессимист всегда прав, но не находит никакой радости в этом. Оптимист же верит, что будущее не предопределено и работает для его улучшения».
При такой внутренней установке нет места для великого греха уныния. Елена Георгиевна Боннэр в ее замечательном эссе «Четыре даты» вспоминает такую картинку из их жизни здесь в Горьком в этом доме. В обязанности Андрея Дмитриевича входило выносить по утрам мусор в мусоропровод. И вот каждый раз, проходя мимо поста милиции у дверей квартиры, он с воодушевлением громко пел «Варшавянку»: «Вихри враждебные веют над нами, / Черные силы нас злобно гнетут, / В бой роковой мы вступили с врагами, / Нас еще судьбы безвестные ждут». Какое уж тут уныние.
И сегодня, в данный момент всё это более чем актуально. И уместно вспомнить, может быть, главный урок Сахарова: спасение конкретного человека, помощь конкретным людям – центральный приоритет его общественной деятельности.
Мы – правозащитники – это не забываем. Сегодня у нас – организации «Право ребенка» - главный приоритет то, что мы называем «социальная правозащита» - работа со случаями крайней бедности и неприемлемых жилищных условий семей с детьми, а также проблемы инвалидов и семей с инвалидами – детьми или взрослыми. Занимаемся этим мы вместе с большим сообществом НКО, с Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, с Уполномоченным по правам человека в РФ. Кстати, сегодня прочитал в «Российской газете» потрясающие слова Эллы Александровны Памфиловой о Сахарове – что у него была «даже не мысль – мыслечувство». Что вообще-то характерно для людей гениальных.
Уважаемые Михаил Дмитриевич Прохоров, Валерий Павлинович Шанцев и Олег Александрович Кондрашов, искреннее Вам спасибо за инициативу создания здесь памятника А.Д. Сахарову и за поддержку этой инициативы. Что, очевидно, накладывает некую позитивную ответственность. И это само по себе всем нам внушает надежду! Надежда – это символ сегодняшнего знаменательного события. […]
[…]Возвращаясь к сахаровской оптимистической не предопределенности будущего, завершу выступление его словами о нашем будущем – о молодежи: «В особенности я верю в то, что молодежь, которая в каждом поколении начинает жить как бы заново, способна занять высокую нравственную позицию. Речь идёт не столько о возрождении, сколько о том, что должна получить развитие находящаяся в каждом поколении и способная вновь и вновь разрастаться нравственная сила» (из интервью газете «Книжное обозрение», март 1989 г.).
Спасибо!
--------------------
Альтшулер Борис Львович,
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
Член Московской хельсинкской группы,
Член Общественного совета Министерства строительства и ЖКХ РФ,
Член Рабочей группы по реализации права граждан на доступное жилье Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и Минстроя России,
Старший научный сотрудник Отделения теоретической физики Физического института им. П.Н. Лебедева РАН