Найдём для наших улиц светлые имена! Заявление Пермского краевого отделения общества «Мемориал»


Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ

В конце прошлого года в Перми была создана краевая консультативная комиссия по вопросам присвоения наименований территориям общего пользования. Комиссия сформулировала принципы, которым рекомендуется следовать при наименовании улиц, площадей, скверов и т.д. Один из этих принципов – недопустимость увековечивания имён людей, причастных к терроризму. В качестве примеров негативного воздействия на общественное сознание и социальное самочувствие экспертами названы семь персон: Софья Перовская, Андрей Желябов, Иван Каляев, Василий Иванченко, Павел Хохряков, Степан Окулов и Розалия Землячка. Их имена, по мнению членов комиссии, рекомендуется исключить из общественного оборота.

Пермский «Мемориал» уже не раз высказывался по вопросу переименования улиц. Мы, безусловно, поддерживаем и саму необходимость таких действий, и вышеприведённый принцип, сформулированный консультативной комиссией. Однако считаем необходимым обратить внимание граждан Перми и Пермского края на то, что в названиях наших улиц и районов по сей день звучат имена не только террористов XIX и начала XX веков, но и реальных преступников, организовавших в советские годы массовое убийство и преследование тысяч россиян. Только в годы «Большого террора» (1937 – 1938 гг.) было без суда и следствия расстреляно около 8 тысяч пермяков.

Мы считаем, что вправе вновь поставить в повестку дня вопрос о переименовании (или возвращении исторических названий) улиц и районов, названных в честь организаторов и идеологов политического террора: Ленина, Свердлова, Куйбышева, Дзержинского и других.

Мы понимаем, что проблема переименований непроста, она болезненно воспринимается разными людьми. «Мемориал» готов вместе со всеми пермяками, с учёными-историками, лингвистами, краеведами искать компромиссы и общественное согласие. Тем же, кто непоколебимо отстаивает неприкосновенность советских наименований, кто утверждает, что «историю нельзя переписывать», общество «Мемориал» разъясняет: мы не предлагаем переписывать историю, не требуем никаких запретов! Имена названных выше организаторов и исполнителей террора должны выйти из активного общественного оборота и поступить в распоряжение профессионалов – прежде всего, историков и краеведов. Их исследовательские работы должны быть доступны каждому, кто интересуется нашим непростым прошлым. Историю, действительно, надо знать, каким бы цветом она ни была написана.  

«Мемориал» настаивает на переименовании улиц и районов, которые названы в честь очевидных преступников – организаторов и исполнителей террористических актов, массового политического террора. Убеждены, что общими усилиями мы найдём для своих улиц другие, более светлые, не запятнанные кровью и страданиями людей имена.

 

Правление краевого отделения общества «Мемориал»

22 февраля 2018 года

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
О Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
Список «12 километра»
Ссыльные в Соликамске
| Мы все боялись...
| Добрых людей больше
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus