У памятника «МАСКИ СКОРБИ» появилась памятная табличка


Источник

30.10.2024


Фото It's My City

В Екатеринбурге у памятника авторства скульптора Эрнста Неизвестного «Маски скорби: Европа-Азия» на 12-м километре Московского тракта установили памятную табличку, но на ней не упомянули свердловское общество «Мемориал»*, которое и было инициатором установки памятника.

На это обратил внимание председатель Екатеринбургского общества «Мемориал»* Алексей Мосин.

Как написал Мосин в соцсетях, на табличке упоминаются лишь городские и областные власти, «четверть века тянувшие» с установкой памятника, «так что Эрнст Иосифович, скончавшийся на 92-м году жизни, не дожил до этого торжественного момента», а также Музей истории Екатеринбурга, вообще не имевший к этой инициативе никакого отношения.

Действительно, именно председатель свердловского «Мемориала»* Игорь Шварц в конце 1988 — начале 1989 годов на собрании общества впервые предложил обратиться к Эрнсту Неизвестному с просьбой создать в Свердловске памятник репрессированным. Затем, согласно авторскому договору, заключенному с Неизвестным в 1990 году, свердловский «Мемориал»* стал одним из заказчиков памятника наряду со Свердловским горисполкомом.

Но вскоре консервативные круги свердловской общественности развязали кампанию против установки памятника, а деньги, выделенные на его создание, обесценились из-за инфляции — именно отсутствием средств и было официально объяснено то, что первый проект монумента не был реализован: по первому проекту 15-метровый памятник должен был стоять в центре города. Затем предпринималось еще несколько попыток установки памятника в разных местах, менялись материал, из которого его должны были сделать (с гранита на чугун и потом на бронзу), форма и размер монумента. По одному из проектов памятник даже планировалось установить в Челябинске, куда на время вывозили его гипсовую модель. Процесс занял 27 лет: трехметровый памятник на 12-м километре открыли только в ноябре 2017 года. Эрнст Неизвестный не дожил до этого, скончавшись в августе 2016 года.

Екатеринбургский «Мемориал»* продолжал деятельно поддерживать установку памятника по проекту Неизвестного все это время, что признавал и сам его автор: так, в 2005 году представитель скульптора запрашивал у председательницы общества Анны Пастуховой документы, относящиеся к проекту, и просил ее прокомментировать ситуацию с его постройкой.

Открытие памятника в 2017 году стало поводом для свердловских властей продемонстрировать отношение к «Мемориалу»*: Пастуховой тогда не дали выступить ни на церемонии открытия, ни на пресс-конференции, посвященной этому событию.

На фото - оригинальный договор «Свердловского Мемориала» с Эрнстом Неизвестным, ходатайство Музея истории комсомольских организаций среднего Урала о согласовании места и письмо Михаила Петрова, доверенного лица скульптора, адресованное Анне Пастуховой.

*Признан иностранным агентом.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
| Шаламоведение в 2023 году: Обзор монографий
ПАЛАЧИ. Кто был организатором большого террора в Прикамье?
Список «12 километра»
ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
| «У нас еще будут хорошие дни»
| Добрых людей больше
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus