16.07.2024
Фото: Алиса Милчин
87 лет назад, 14 июля 1937 года, был открыт канал Москва–Волга, ныне — канал имени Москвы.
Канал частично протекает по городу Москве, а также через Московскую и тверскую область. Длина канала 128 километров, ширина по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м кв. Считается, что более 60 % всей потребляемой воды Москва получает из него.
Управление строительством канала осуществлялось из г. Дмитрова. Приказом ОГПУ № 889 от 14 сентября 1932 года был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ, который возглавил бывший главный снабженец ГУЛАГа, начальник 5 отдела А. Е. Сорокин. Ресурсы с Беломорско-Балтийского канала были переданы новому управлению «Дмитлаг».
Заключенные Дмитлага завершили строительство в 4 года и 8 месяцев, не считаясь с проблемами и потерями — это привело к колоссальному количеству смертей. Только по официальным данным в больницах было зафиксировано 22 842 смерти строителей водоканала.
Единовременное количество заключённых на строительстве канала достигало 196 тысяч человек. Игорь Кувырков, сотрудник Долгопрудненского историко-художественного музея, оценил число заключённых, прошедших через стройку канала, в 600—700 тысяч.
Заключенные Дмитлага, строившие канал, умирали не только от тяжелых работ — они также стали жертвами чистки кадров НКВД, совпавшей с завершением основных работ и открытия судоходства. Наркома внутренних дел Ягоду арестовали в марте 1937 года, а спустя месяц начались аресты в Дмитлаге. Согласно воспоминаниям, людей арестовывали прямо во время первого торжественного прохода флотилии пароходов по каналу, ссаживали с судов и увозили с причалов.
4 июня 1934 года — Сталин, Каганович, Ягода, Куйбышев и Ворошилов посетили 7-й и 8-й шлюзы (на территории села Тушино), Химкинскую плотину и Глубокую выемку. В сентябре 1934 года были завершены работы на 1-м опытном километре канала между Дмитровом и Яхромой. 14 июня 1936 года — в день обнародования проекта Сталинской Конституции — Сталин посетил Перервинский шлюз.
17 апреля 1937 года — заполнение водой всей трассы канала Москва — Волга. В апреле 1938 года по ходатайству НКВД Союза ССР с бывших заключённых, добровольно оставшихся на работе по постройке канала Москва — Волга и других объектах по вольному найму и особо отличившихся, была снята судимость.
Осенью 1941 года канал стал линией фронта. В ходе ожесточённых боёв за Яхрому и Дмитров были разрушены многие гидротехнические сооружения канала, в частности, 3-й шлюз со знаменитыми скульптурами каравелл.
В 1947 году — в связи с 800-летием Москвы — канал был переименован в честь столицы.
От строительства, с одной стороны, остались многочисленные шлюзы, плотины, гидроэлектростанции и Северный речной вокзал, который до сих пор является визитной карточкой Москвы. С другой стороны — множество неотмеченных на карте мест захоронений вдоль самого канала — известно, что первое время заключенных хоронили прямо вдоль него, а позже на сельских кладбищах.
В 2022 году волонтеры Мемориала* и их партнеры съездили в экспедицию, чтобы исследовать эти неизвестные захоронения. Здесь материал о том, что им удалось обнаружить.
Если вам интересно самостоятельно исследовать следы этой истории — на сайте топографии террора Москвы появился слой с Дмитлагом, который коллеги по Мемориалу собирали в течение 8 лет — сейчас там больше 30 статей и можно почитать почти про 150 локаций на территории Москвы, Московской и Тверской областей.
*Признан иностранным агентом.
Поделиться: