Сколько лет смотрела комедию «Девчата», а недавно выяснила: ее автор сплавлял лес в Коми, а с героями жил по соседству


Источник

09.07.2024

Каждый год на праздниках семьёй пересматриваем классические советские фильмы: «Служебный роман», «Мимино», «Девчата»... И всегда переживаем за героев, как в первый раз. А недавно выяснилось, что одна из хрестоматийных картин этого списка, комедия «Девчата», родилась недалеко от нас, в посёлке Трёхозёрка. До него от Сыктывкара несколько минут пути: пересечь реку Вычегду зимой по льду или добраться летом теплоходиком.

Трёхозёрка возникла в 1940-х как место для лесозаготовок и лесосплава. Одними из первых её жителей стали ссыльные советские немцы, которых отправили сюда из западных регионов - валить лес и отправлять его плотами по реке. После войны к немцам добавились и другие категории граждан.

На работу в Коми АССР со всей страны отправляли заключённых, депортированных, ссыльных, спецпереселенцев, демобилизованных и тех, кто после проверки в КГБ проходил испытательный срок. Среди них — бывший военнопленный Борис Бедный.

После плена – сплавщиком в Коми

Сейчас он известен как писатель и автор сценария к фильму «Девчата». А в 1946 году, когда Бедный попал в Коми, он был специалистом водного транспорта. До войны он уже работал в лесной республике. Его как молодого инженера отправили в сплавную контору на реке Вымь - недалеко от села Айкино Усть-Вымского района Коми. Отсюда его и призвали на фронт.

В 1942 году младшего лейтенанта Бориса Бедного посчитали погибшим в бою и посмертно наградили орденом Красного Знамени. На самом деле он оказался в окружении и попал в плен.

Только в апреле 1945-го Бедный был освобожден, затем последовали многочисленные проверки. Спецкомиссия КГБ выяснила, что в плену будущий прозаик себя ничем не замарал, ему сохранили звание младшего лейтенанта, демобилизовали и отправили в Коми. Так, пройдя войну и плен, он снова оказался здесь: теперь под Сыктывкаром, на лесосплаве в поселке Трёхозёрка.

Около года – с октября 1946 по сентябрь 1947 - Бедный работал техноруком и инженером в сплавконторе, а в свободное время писал и публиковался в региональной прессе.


Запись в трудовой книжке Бориса Бедного о работе в Сыктывкаре

Местной жительнице Любови Петраковой будущий писатель запомнился «грустным, задумчивым». В те годы она работала в амбулатории поселка Седкыркещ, в 6 км от Трехозерки. И технорук Борис Бедный курировал запань соседнего поселка.

- Часто замечала его сидящим на бревне у Вычегды с блокнотом в руках. Я уже была замужем, спрашивала у мужа, Моисея Григорьевича: «Что это он записывает на берегу, почему мрачный такой?». Он объяснил, что Борис Васильевич пишет книгу, а мрачный потому, что ему многое пришлось испытать в жизни.


Советские труженики отправляются на сплавные работы, 1957 год, берег Сысолы

Свои первые рассказы из быта лесосплавщиков Бедный начал публиковать в местной газете «За новый Север» (позднее стала называться «Красное знамя»). Воспоминания о Трёхозёрке и его работе на лесосплаве легли в основу его рассказов и сценария к фильму «Девчата». Повесть с тем же названием является новеллизацией сценария. Во многих источниках, кстати, неверно написано наоборот: будто фильм является экранизацией повести.

После войны многие сосланные в Коми жили в бараках, землянках или на плашкоутах. Но Бедному как инженеру выделили комнату в общежитии в здании сплавконторы. Эти впечатления от Трехозерки описал в рассказе «Первое дело»:

«Я стоял у окна своей первой инженерской квартиры и курил перед сном, разглядывая от нечего делать поселок, куда приехал всего час назад. Со стороны реки доносился невнятный гул сплоточных станков. Это на запани работала новая смена. Я пытался на слух определить, как там идет сплотка, но из этой затеи ничего не вышло: до запани было далековато, да и шум в поселке мешал».

Тогда писатель рассуждал: «Что ждет меня здесь? Долго ли я тут проживу: год – два, а может, и добрый десяток лет? И сколько ли я добьюсь успеха? В том, что рано или поздно, а успех мне обеспечен, я тогда не сомневался».

Жители узнали в героях себя

Трехозерцы узнали о литературном успехе Бедного лишь спустя много лет после выхода фильм «Девчата» в 1962 году. Однажды, когда картину показали в красном уголке поселка, жители прочитали в титрах, что автором сценария является Борис Бедный. Тот самый, что работал в их сплавконторе после войны. Таким образом жители Трехозёрки обнаружили, что их поселок и его обитатели попали на большой экран благодаря перу Бориса Бедного.


Жители рабочего поселка сплавщиков леса Трехозёрка в Коми АССР

Местная жительница Елизавета Мещихина часто вспоминала, что в поселке его все жалели. Люди считали, что его прозвище «Бедный» связано с тем, что он пережил большие испытания. И только после просмотра фильма многие узнали, что это на самом деле его фамилия.


Ирина Нестерова, краевед и библиотекарь Трехозёрки, спустя годы начала собирать сведения о писателе. И оказалось, что пусть не все герои «Девчат» имеют прототипы, но зато жители поселка обнаружили в фильме знакомые эпизоды. Возможно, образ юной поварихи Тоси Кислициной был вдохновлен Елизаветой Мещихиной, о которой шла речь выше.

23-летняя Елизавета приехала работать поваром в Трехозерную запань в апреле 1941-го, когда поселок только создавался. Тогда нынешнюю столовую на сплавном рейде называли «котлопунктом», и Елизавета стала там первым поваром. Она в чем-то похожа на героиню «Девчат»: такая же невысокая, худенькая, с косичками. Оцените сами: на снимке, сохранившемся в библиотеке Трехозерки, Борис Бедный стоит рядом с ней.

Другая работница котлопункта, Мария Рудакова, также хорошо помнила Бедного. После войны девушка работала на раздаче еды и помнит, как инженер приходил к ним подкрепиться.

– Всегда говорил: «Привет, девчата!» и спрашивал: «Чем накормите?». Жил в общежитии. Отец мой Ардалион Михайлович хорошо отзывался о Борисе Васильевиче, он работал мастером на сплаве и тоже побывал в плену у немцев, провел три года в концлагерях, – рассказывала местной газете Мария Рудакова.


Борис Бедный (четвертый во втором ряду слева) среди трехозерцев

Не исключено, что свое привычное приветствие Бедный вставил и в сценарий фильма. Интересно отметить, что первоначальное название фильма было «Девушки», но его заменили на более простое и игривое «Девчата».

Правда, трехозёрским поварам в отличие от Тоси Кислициной бегать на делянку с топором, чтобы нарубить веток для топки в столовой, не приходилось. На котлопункте у повара такой потребности не было – там за огонь в печи отвечал истопник.

Жители поселка находили в фильме и другие знакомые моменты. Например, поселковый музыкант Ардалион Туркин, с которым инженер подружился, часто играл на гармошке в клубе на танцах.


Гармонист Ардалион Туркин сидит в первом ряд с собакой, работал перевозчиком через реку. Слева от него - Штырба Розалия Иосифовна, судя по имени, - из спецпереселенцев. Фото 1950 года

Он мог натолкнуть на мысль вписать его в сценарий как знатного гармониста Сашку, жениха Катерины. А моменты веселья рабочей молодежи в клубе Бедный потом описал в «Девчатах».

Подобные параллели можно найти и в других произведениях Бедного. Так, рассказ «Комары» отражал поселковую жизнь во время войны, когда здесь работали шпалозавод и лесопилка:

«Возле шпалорезки, которой начинался поселок, на поляне между опилочных холмов кружилось в танце несколько пар. Гармонист восседал на верхушке высокого штабеля горбылей и самозабвенно играл, закрыв глаза. Кавалеров не хватало, и маленький невзрачный рулевой Петя, успевший уже поставить свою посудину на прикол, раскрасневшийся, потный и счастливый, танцевал без передышки со всеми девушками».


Работницы шпалозавода


Шпалозавод, 1947 год

Трехозерец Евгений Иванович Анюк вспоминал, как в 1946 году в поселок приезжали московские циркачи. В детстве на него произвело особенное впечатление выступление лилипутов, ведь для жителей небольшого поселка это было невероятное событие. «Помню, как маленький мужичок на столе вытворял всякие акробатические этюды», - рассказывал Евгений Анюк.


Аннюк Прасковья Николаевна с сыном Евгением - одни из первых жителей Трехозерки. Прасковья работала на сплаве и в столовой, и ей довелось общаться с молодым писателем Борисом Бедным.

Позже этот эпизод из поселковой жизни Бедный увековечил в рассказе «Тяжелый воз» и в повести «Девчата»: про увиденных в родной деревне двух лилипутов, заезжего факира и шпагоглотателя упоминает Катя. Точно так же в Трехозёрке Бедный нашел прототипы для героев других произведений.


Красавица Анфиса по сценарию фильма работала на коммутаторе. Борис Бедный жил в здании, где находилась сплавконтора, его комната и коммутатор. Не исключено, что свою героиню он взял из реалий поселка

После работы в сплавконторе под Сыктывкаром Бедный поступил в Литературный институт, а с 1952 года его карьера писателя пошла вверх. Уезжая из Коми, Бедный захватил с собой не только идеи и образы для будущих произведений, но и одну барышню из республики.


На основе сценария фильма «Девчатах» Борис Бедный написал повесть, которая была переведена на 15 языков

В столице Коми АССР он познакомился с девушкой Машей, которая работала стюардессой на авиалинии Сыктывкар — Москва. После она стала его женой. Как вспоминали друзья Бедного, его супруга была хозяйственной, отлично готовила, шила и вязала. И именно она подсказала мужу список блюд из картошки, который повариха Тося тараторила в «Девчатах».

Надо сказать, история про Трехозерку долгое время вызывала сомнения у биографов и историков кино. Не было даже точно известно, жил ли Борис Бедный когда-либо в Трёхозёрке («Википедия», например, ничего об этом не говорит). Эти факты расследовала местный библиотекарь и по совместительству краевед-энтузиаст Ирина Нестерова.


Книга с дарственной надписью от Бориса Бедного, где он сам себя называет "сплавщиком" и "трехозёрцем"

Она и сейчас поддерживает отношения с семьей писателя, переписывается с его дочерью Натальей. Та подтвердила факт проживания писателя в Коми и подарила Трехозёрке книги своего отца. Кроме того, жители поселка могут с гордостью показать всем желающим еще один веский аргумент, доказывающий, что всенародно любимый фильм действительно восходит к северному посёлку. Это экземпляр книги Бориса Бедного, который писатель послал одному из друзей с автографом, где сам себя называет «сплавщиком» и «трёхозёрцем».

 
Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
| Шаламоведение в 2023 году: Обзор монографий
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В ПРИКАМЬЕ 1918-1980е гг.
Из истории строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и Вишерского лагеря
Чтобы помнили: трудармия, лесные лагеря, Усольлаг
| Не кричи, не плачь…
| Любила его всей душой
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus