Оптина пустынь и Катынский расстрел


Текст и фото: Валерия Пастернакова

Источник

08.05.2024

Мы продолжаем рассказывать про поездку волонтеров Мемориала из разных городов в Калужскую область. Там находится, наверное, самый известный монастырь России — Оптина Пустынь. Многим это название знакомо из Достоевского. Поездка писателя в монастырь в 1878 году произвела на него огромное впечатление, и роман «Братья Карамазовы» во многом вдохновлен именно Оптиной пустынью. Но не все знают и не так много книг вдохновлено тем, что в 1930-40-х годах на территории монастыря находился Козельский лагерь для польских военнопленных — расстрелянных в 1940 году органами НКВД.

Но для начала мы заехали в другое место — село Павлищев Бор в 40 км от Калуги. Это место известно прежде всего дворянской усадьбой Степановское-Павлищево, которая сейчас стоит заброшенная. После революции усадьбу национализировали, а в 1939 году на ее территории был открыт Юхновский лагерь для польских военнопленных.


Усадьба Степановское-Павлищево. Фото: tourister.ru.


Табличка у входа на территорию усадьбы. Фото: Мемориал.

17 сентября 1939 года советская армия вторглась в Польшу. Незадолго до этого СССР зафиксировал свои сферы интересов (в которые входила часть Польши) в секретном протоколе договора о ненападении, заключенном с Германией — всем известный пакт Молотова-Риббентропа. После вторжения в Польшу в советский плен попали почти полмиллиона польских граждан. Для них специальным приказом НКВД организовали 8 лагерей — в их числе Козельский и Юхновский. С апреля-мая 1940 года от офицеров, содержавшихся в Осташковском, Козельском и Старобельском лагерях, перестали приходить письма, и семьи этих офицеров уже больше не получили ни одного почтового отправления. 5 марта было принято решение Политбюро, по которому сотрудники НКВД расстреляли более 21 тысячи польских военнопленных.

Но Юхновский лагерь не был одним их тех, откуда военнопленных везли непосредственно на расстрел. Сюда, наоборот, отправляли из Козельска тех немногих, кто был по разным причинам отведен от расстрела.


Забор у входа на территорию усадьбы. Фото: Мемориал.

Военнопленные жили на территории усадьбы. Возможно, этот забор проходит там, где раньше проходила граница лагеря. Вплоть до прошлого года к усадьбе можно было пройти, но теперь ее закрыли на реконструкцию и попасть туда нельзя. Если заглянуть внутрь, то можно увидеть довольно большую территорию. Скорее всего, во время существования лагеря она была заполнена бараками.


Территория усадьбы. Фото: Мемориал.

После расстрелов польских военнопленных в апреле-мае 1940 года, уже летом, после аннексии Литвы Советским Союзом, в Юхновский лагерь отправили новую группу взятых в плен поляков — тех солдат и офицеров, которым удалось бежать в Литву в сентябре 1939 года. В Юхновском лагере собирались разместить примерно 2500 человек. Начальнику лагеря даже поручили маскировать название этого места, и «Павлищев Бор» должен был именоваться «Лагерем Р-43».

Мы едем дальше в место, про которое известно гораздо больше — Козельский лагерь, находившийся на территории Оптиной пустыни.

После революции монахи и старцы еще несколько лет оставались в монастыре, хоть он и был фактически закрыт. Окончательно их выгнали оттуда только в 1923 году. В 1920 году схимонахиня Августа организовала здесь музей «Оптина пустынь» и стала его заведующей. В период изъятия церковных ценностей она неоднократно была арестована за препятствование их изъятию из музея. В 1937 году ее арестовали вновь за организацию подпольного монастыря. При аресте ее подвергли допросу, длившемуся 16 суток, во время которого ей не разрешали ни спать, ни даже садиться. Несмотря на пытки, она не назвала имен сестер монастыря и не дала показаний относительно его деятельности. Ее приговорили к расстрелу вместе с последним настоятелем Оптиной пустыни Исаакием и несколькими послушниками и послушницами.


Главный вход в Оптину пустынь. Фото: Мемориал.

В 1931 году в монастыре открыли Дом отдыха имени Горького, а в ноябре 1939 года здесь организовали Козельский концлагерь. Прибывшим сюда офицерам предлагали какое-то время в качестве обратного адреса писать «дом отдыха», так что некоторые жены негодовали, полагая, что мужья отдыхают, оставив их с детьми без средств к существованию.

По данным на 1 апреля 1940 года в лагере содержалось 4599 военнопленных. 4400 из них были отправлены под Смоленск на расстрел и захоронены в Катынском лесу. Подробно про историю Катынского расстрела вы можете почитать в этом лонгриде по следам нашей прошлой поездки. В феврале 1943 года нацисты, оккупировавшие Смоленскую область, вскрыли массовые захоронения и эксгумировали останки. Тогда было найдено много личных вещей — табакерки, образки, обручальные кольца, а главное, письма и дневники, которые военнопленные вели в лагере и во время этапирования к месту казни.

Среди документов нашли и составленную военнопленными схему Козельского лагеря — и даже не одну.


Схема Козельского лагеря, нарисованная польским военнопленным. Фото: Мемориал.

Подробности жизни военнопленных в Козельском лагере, которые мы расскажем дальше, взяты из статьи с сайта, посвященного изучению Катынского преступления. А цитаты из личных дневников и писем военнопленных взяты из этого материала.

На территории монастыря было несколько десятков каменных зданий и церквей. Люди жили в бывших кельях и трапезной, в соборах, очень плотно застроенных многоярусными, порой 7-этажными нарами. Такие нары попытались воссоздать в фильме Анджея Вайды «Катынь».


Козельский лагерь в фильме «Катынь» (2007).

Польские военнопленные по-своему называли церкви и храмы. Большая церковь именовалась «Цирком» или «Шанхаем». Корпус, в котором разместили генералов, полковников и подполковников, — «Бристолем». Барак майоров — «Домом старцев». Деревянная церковь — «Индийской гробницей». Были блоки «Несбыточных надежд», «Обезьяний сад», «Отель под вшой» на «Площади Нищеты», была «Стена плача» и другие места.


В таких храмах жили военнопленные — хотя конечно к 39-му году здания были в более плачевном состоянии. Фото: Мемориал.

В «Бристоле» условия были несколько лучше, чем в других помещениях, где в комнате в 25 кв. м. жили, как правило, по двадцать человек.

Территорию ограждала каменная монастырская стена высотой в 3—3,5 м, по верху которой протянули колючую проволоку. За ней был ров. В пяти метрах от стены два ряда колючей проволоки, с внутренней стороны — предупредительная зона. Территория скита площадью почти в 5 кв. км. тоже использовалась как лагерь.


Стены монастыря, которые раньше служили границей лагеря. Фото: Мемориал.

Несмотря на то что к моменту прибытия офицеров лагерь функционировал уже больше месяца, он так и не был обустроен для содержания такого количества людей. По-прежнему остро ощущался недостаток воды из-за отсутствия необходимого оборудования для водокачки. Такое положение сохранялось почти всю зиму, в результате людей замучили вши и клопы. Первое время не было метел, тряпок, рогож, помещения не убирались, кухня заросла грязью. Вот, что пишет Максимилиан Тшепалка:

«Нигде нет свободного места, негде сесть, нечего читать и т.д. Бессмысленно проходит день за днем. Длинные очереди за едой, водой, в туалет, к могиле… Кормят все хуже... Как правило, гороховый суп, жидкая баланда дважды в день, уже не могу это есть, болею».

Лагерное начальство бдительно надзирало за поведением военнопленных. Особое внимание уделялось политической работе. В лагере установили стенды с текстом «сталинской» конституции, развесили пропагандистские плакаты. Продавались по очень низким ценам пропагандистские брошюры, которые охотно покупали, но использовали отнюдь не по назначению. В лагере были установлены репродукторы, по которым транслировались передачи только московского радио. Почти ежедневно проводились политинформации, беседы, лекции, однако большинство офицеров игнорировали эти мероприятия. В клубе демонстрировались фильмы. Однажды, пообещав показать фильм, администрация заменила его лекцией о жизни в СССР. Возмущенные офицеры покинули зал.


Главный собор Оптиной пустыни — Введенский, он же «Цирк». Фото: Мемориал.

Что интересно, широкое распространение получили суеверия и спиритизм. В одном из бараков вызывали дух польского военачальника Юзефа Пилсудского. Военнопленный Добеслав Якубович писал в дневнике:

«Ночью мы устроили спиритический сеанс: кроме общеполитических вопросов, я спрашивал о себе и о тебе, и дух сказал, что ты у дяди... Сегодня повторим снова».

Военнослужащие сами выполняли все работы по лагерю: готовили еду, убирали помещения, территорию и т.д. Врачи лечили больных.

Так как в лагере собрался цвет польской интеллигенции, почти каждый день устраивались лекции, семинары, литературные вечера и даже концерты. Военнопленный Тадеуш Фельштын писал о том, что ему пришлось завести календарик и шифром отмечать время и место своих выступлений, которых было по 3—4 на день. Заключенные лагеря даже выпускали рукописные газеты.


Территория скита, которая тоже использовалась как лагерь. Фото: Мемориал

В середине ноября 1939 года военнопленных начали активно регистрировать. Их усиленно фотографировали, заполняли различные регистрационные документы. Добеслав Якубович записал в дневнике:

«Погода мерзкая, белье мокрое, сижу в бараке, скучаю, как черт, черт бы побрал весь этот плен. Нас лихорадочно регистрируют, возможно, в конце концов отправят отсюда в Польшу, тогда наконец вернусь к тебе, любимая».

В последние месяцы пребывания в Козельском лагере польским военнопленным специально начали создавать видимость того, что их скоро отправят в другие страны. В декабре провели массовую вакцинацию с выдачей справок на русском и польском языках, непосредственно перед отправкой в Катынь выдавали письма от родных, которые военнопленные не получали несколько месяцев, провели перепись знания иностранных языков. Все это успокаивало людей и заставляло думать, что их действительно отправят домой. И вот, в начале апреля первые эшелоны отправились из лагеря. Жутко читать запись в дневнике военнопленного Казимежа Щековского от 1 апреля:

«Бомба наконец взорвалась. Сегодня выехала первая партия — около 1000 человек, разных званий, возраста и происхождения. Куда повезли неизвестно».

И в дневнике Вацлава Крука:

«Нас доставили на станцию и под конвоем погрузили в вагоны… Сейчас ждем отправления. Раньше я был настроен оптимистично, но теперь мне кажется, что поездка эта не к добру… Едем в направлении Смоленска».

Кто-то из военнопленных мог предположить, что их везут на смерть, но большинство верили в то, что тяжелый период жизни в Козельском лагере закончился и теперь все, наконец-то, изменится к лучшему.

В конце мая роты, которым было поручено расстрелять польских военнопленных, отчитались НКВД об «успешной разгрузке» Козельского лагеря: «…несмотря на всю напряженность и сложность проводимой работы… поставленная задача разгрузить лагерь и не допустить ни одного побега военнопленных и правонарушений по службе была выполнена. Оценка проведенной работы… дана хорошая».


Исследователь Катынского расстрела Александр Гурьянов рассказывает про жизнь заключенных в Козельском лагере. Фото: Мемориал.

После Оптиной пустыни мы заехали и на железнодорожную станцию «Козельск» — ту самую, на которую прибывали польские военнопленные. Об этом тоже сохранились записи, например, в дневнике Томаша Сивицкого:

«Настроение хорошее, топится печурка, едем в неизвестное — кружат разные слухи. Вынуты компасы, и все следят за направлением езды. Запад — хороший признак, восток — плохой...».

Как минимум часть этапов шла от станции до Оптиной пустыни пешком. Из письма Максимилиана Тшепалки:

«Нас высадили на станции Козельск, оттуда восемь километров шли пешком до центрального лагеря "Козельск". Козельский лагерь расположен на холмах, огражден стеной, а вокруг красивый лес. Здесь несколько симпатичных кирпичных домов, фруктовый сад, радио с репродуктором. Людей в лагере много — только офицеров несколько тысяч».


Здание железнодорожной станции «Козельск». Фото: Мемориал.

На этой же станции грузили этапы, которые отправляли в сторону Смоленска — то абсолютное большинство польских военнопленных, которые были приговорены к расстрелу ради того, чтобы «разгрузить» Козельский лагерь.

Вот такой вышла наша поездка в Калужскую область по следам Юхновского и Козельского лагерей. Предыдущую часть читайте по ссылке. А здесь наше путешествие в апреле 2023 года в Катынь. И не забывайте делиться нашими статьями — это поможет нам делать еще больше таких тревел-блогов!

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
| Шаламоведение в 2023 году: Обзор монографий
Ширинкин А.В. Мы твои сыновья, Россия. Хроника политических репрессий и раскулачивания на территории Оханского района в 1918-1943гг.
Без вины виноватые
ПАЛАЧИ. Кто был организатором большого террора в Прикамье?
| Не кричи, не плачь…
| Там были разные люди
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus