«С ними остался тяжкий груз несуществующей вины». Как в Югре сохраняют память о жертвах политических репрессий


Автор: Катерина Абдулова

Источник

04.05.2024

В регионе каждый год устраивают чтения и собирают архив историй сосланных семей.

В России каждый год в конце октября вспоминают жертв одной из самых ужасных трагедий в истории страны, продлившейся более 30 лет — политических репрессий. Точное число жертв до сих пор неизвестно, но по неофициальным данным, всего советской властью с начала 20-х по 1953 год были подвергнуты изгнанию в северные регионы и смерти четыре миллиона человек, 800 тысяч из которых были расстреляны.

Югра — одно из мест, куда отправляли переселенцев с юга Советского Союза, Урала и южной части Сибири. По данным администрации Сургута, только в 1930 году в Уральскую область были ввезены почти 30,5 тысячи семей. Еще более 47 тысяч прибыли под конвоем в следующем, 1931-м, тогда оформился Остяко-Вогульский спецлаг, в состав которого вошли Шурышкарский, Ларьякский, Березовский, Сургутский, Самаровский и Кондинский районы. Только по официальным данным, в Югру были высланы порядка 90 тысяч спецпереселенцев.

В 1932 году ссыльные переселенцы составляли уже 30% от числа всех жителей населения Остяко-Вогульского округа (старое название Югры), их численность составляла 31 723 человека из 106,5 тысячи. Ссыльные прибывали на берега Оби буквально ни с чем и основали свыше 150 спецпоселков, 60 из которых только с 1930 по 1934-й прекратили свое существование, потому что люди умирали от голода, холода и тяжелых работ. Многие не доезжали до мест ссылки из-за длительной дороги этапами, людям запрещалось выходить на остановках, их везли в обычных товарняках без туалетов, еды и воды. Кто-то пытался бежать из ссылки — люди тонули в болотах и замерзали в лесах.


Ссыльные из Остяко-Вогульска / Источник: Государственный архив Югры

Крупные города и поселки в Югре начинали строить ссыльные

Сургут, Нижневартовск, Нягань и многие другие города и поселки в Югре начинали отстраивать ссыльные. Нынешний Ханты-Мансийск возник еще в XV веке как поселок Самаровский Ям, который позднее был переименован в село Самарово. В 1930 сюда ссылали репрессированных по 58 статье УК РСФСР, тогда уже он назывался Остяко-Вогульск. По данным сайта Остяко-Вогульск.рф, ссыльные построили здесь Дом Советов, 1-ю школу, здание учебно-профессионального комплекса, кинотеатр, первые двухэтажные жилые дома. Многих арестовывали и расстреливали уже в ссылке, когда приходили разнарядки от властей сверху.

В Ханты-Мансийске сохранением памяти жертв политических репрессий занималась журналист, писатель и общественный деятель Светлана Поливанова, она писала статьи о репрессиях в отношении священнослужителей и простых крестьян. Женщина нашла информацию о том, что массовые захоронения и расстрелы в столице региона производились на месте нынешней автостоянки «Югра Классик» — там располагалось здание НКВД, возле которого расстреляли порядка 500 человек. Поливанова добивалась возведения часовни в честь памяти жертв советской власти, но не успела довести дело до конца. Светлана умерла от болезни в 2020 году.

Запись на личной странице Светланы Поливановой после ее смерти / Источник: Светлана Поливанова / vk.com

Четверть века боролись за памятник

В Сургуте сохранением памяти репрессированных занимается организация «Наша память», она боролась за создание памятника на реке Обь, он вошел в число построенных за бюджетный счет. История создания архитектурного комплекса отражена в книге Татьяны Исаевой «Черный мыс. Место памяти». Еще в 1995 году местная жительница Клавдия Овчинникова выступила с просьбой построить памятник. На это ушло 23 года.

Клавдию Сергеевну вместе с семьей из Астрахани сослали в Сургут — у отца женщины и его брата был небольшой рыбацкий флот из нескольких лодок — они добывали стерлядь, сельдь и другую рыбу, а потом солили, коптили и большую часть сдавали на комбинат — это посчитали богатством.

В 2013 году на набережной Оби в районе Черный мыс, куда прибывали ссыльные и где находится кладбище репрессированных, появилась табличка, на которой была надпись «Здесь похоронены спецпереселенцы, высланные в 1930–1940 годах ,навечно с которыми остался тяжкий груз несуществующей вины». Деньги на нее выделил департамент социального развития ХМАО. Только в 2015 году у мемориального комплекса появилась закладная плита. На сам памятник нужно было еще семь миллионов рублей, их все же выделила администрация Сургута, в 2018-м состоялось и открытие самой скульптуры — 10-метрового гранитного комплекса, который символизирует боль и отчаяние людей, выброшенных на берегу — врагов народа, по мнению советской номенклатуры.


Памятник символизирует боль и отчаяние людей, выброшенных на берегу Оби / Источник: СургутИнформТВ

Годами «Наша память» проводила акции, беседы в школах, собирали воспоминания жителей города и потомков ссыльных.

В Нижневартовске памятник ждут до сих пор

В Нижневартовске активисты организации «Истоки памяти» каждый год зачитывают имена репрессированных, борются за создание памятника на реке Обь, где, как и в других городах ХМАО, оставляли ссыльных, и собирают архив памяти. Изначально в организации числились около 400 человек, сейчас их осталось всего 50.

— Уже больше восьми лет каждый год мы с православным братством проводим акции для горожан «Молитва памяти». Два часа подряд мы читаем имена репрессированных и расстрелянных в Югре. В 90-х годах в тюменских и омских архивах НКВД работал очень хороший журналист, который собрал имена репрессированных в Тюменской области, из которых была составлена «Книга памяти Тюменской области». Про большинство из репрессированных нет детальной информации — в основном: кто они, откуда, когда расстреляны и реабилитированы. Как правило, это охотники, рыболовы и рабочие. Я предполагаю, что память о них вообще не существует, только в этой книжке, — говорит драматург Алексей Житковский.

Акция «Молитва памяти» проходила даже во время пандемии COVID-19. Обычно это происходило в будни в центральной части города, организаторы стремились выбирать проходимое место, чтобы вовлекать большее количество народа. Сейчас же мэрия согласовывает место в старой части Нижневартовска, где практически нет прохожих.

По данным архивов, в Югре были расстреляны более 1000 человек по спискам «Книги памяти Тюменской области» — большинство реабилитированы. Алексей Житковский — самый молодой участник общества «Истоки памяти», сейчас он собирает архив с историями этих людей, в том числе и своей семьи.

— В моей семье репрессированы родственники и со стороны матери, и со стороны отца. Прадеда матери сослали из Украины в Сибирь, где он и его жена умерли от голода и изнеможения. Прадеда отца, преподавателя техникума в Иркутской обрасти, сослали в Ухту, на пять лет. Потом он вернулся и его расстреляли в 1938-м в Новосибирске. Я думаю, в нашей стране репрессии коснулись всех. Это наша родовая травма. Будем молиться, чтобы травма эта излечилась хоть когда-нибудь. Если честно, в глубине души я в это верю слабо. Но пока ещё верю, — говорит режиссер.

По словам Житковского, главной задачей общества было создание памятника и сохранение историй семей репрессированных. В 90-е годы архитектурный комплекс хотели построить на набережной, но эту идею со временем отвергли.

— Был проведен конкурс на лучший проект памятника, в котором участвовали скульпторы из разных регионов. Выбрали проект, определили место в старой части Нижневартовска возле школы, где ранее стояла школа для спецпереселенцев. Все должно было состояться, но потом настала тишина, которая растянулась более чем на 10 лет. В итоге бабушкам и дедушкам пришлось собирать деньги самим, власти выделили пустырь у старой школы и сделали благоустройство только спустя время, как возле хорошего памятника, — рассказывает Алексей.

Участникам общества удалось собрать всего чуть более 100 тысяч рублей, на эти деньги в агентстве местных ритуальных услуг заказали плиту с надписью «Вечная память жертвам политических репрессий», в этом году ее разбили школьники. Ровно за неделю активисты снова написали губернатору ХМАО Наталье Комаровой с просьбой содействия в строительстве.


Дети сами рассказали о том, что сломали плиту, ее быстро восстановили / Источник: Телеканал N-1

— Мы написали губернатору и буквально через неделю памятник разбили, сразу поднялась буча в СМИ — ее быстро восстановили. Ранее администрация на встречах предлагала нам поучаствовать в проекте инициативного бюджетирования. Вопрос: а кто за него будет голосовать? После была встреча с Натальей Владимировной, мы один на один говорили — она прониклась этой историей, сказала, что будет искать возможность построить памятник. Пока мы ждем, — добавляет Житковский.

 

Алексей снял документальный фильм о потомках репрессированных в Югре, которые добивались установки памятника. Его можно найти на платформе YouTube.

Все, кто занимается сохранением памяти жертв политических репрессий, едины в одном — нельзя допустить повторения трагедии с массовыми убийствами, потому нужно знать историю переселенцев, которым пришлось пройти чудовищные испытания с тяжким грузом несуществующей вины.

В Югре проживают, по данным окружного правительства, 265 человек, пострадавших от политических репрессий, и 2812 реабилитированных лица. В честь 30-летия со дня установления Дня памяти жертв политических репрессий в 2021 году власти выплатили им по пять тысяч рублей. В этом году в честь дня памяти жертв к югорчанам обратился спикер думы Югры Борис Хохряков, в окружной столице митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе, священники в Нижнесортымском рассказали школьникам об общей трагедии тех лет.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
| Шаламоведение в 2023 году: Обзор монографий
История строительства Камского целлюлозно-бумажного комбината и г. Краснокамска в 1930-е гг.
О Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
Ширинкин А.В. Мы твои сыновья, Россия. Хроника политических репрессий и раскулачивания на территории Оханского района в 1918-1943гг.
| Это не власть, а преступники
| «Отец – революционер, дочь – контрреволюционерка»
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus