«Прадед всю жизнь боялся, что за ним снова придут». История волонтера Музея истории ГУЛАГа


Источник

26.04.2024

Каринэ Арутюнян пришла в Музей истории ГУЛАГа в качестве посетителя, но уже через неделю стала продюсером волонтерского проекта «Улыбка радости». Идея заключалась в том, чтобы сфотографировать подопечных Социально-волонтерского центра, жертв политических репрессий, в момент, когда они улыбаются или смеются. Зафиксировать это важное состояние легкости и тепла.


Каринэ с подопечной и руководителем Социально-волонтерского центра музея Варварой.

Я давно собиралась в музей, но многое в жизни случается действительно вовремя. В тот вечер я пришла одна и смогла погрузиться в своё состояние, остаться наедине с документами, фотографиями, атмосферой экспозиции. Вернулась домой и поняла, что хочу быть причастна к этому месту, интуитивно. Я посмотрела сайт музея и в тот же день написала письмо на электронную почту. Мне ответила Варвара (руководитель Социально-волонтерского центра), она рассказала о готовящемся большом проекте, поиске продюсера, и это было совпадение 10 из 10.

Участие в проекте стало для Каринэ еще одним ответвлением профессиональной идентичности: организация музыкального фестиваля в Вене, работа с классическими и народными музыкантами, создание рекламы, коллаборации с немецкоязычными блогерами и продюсирование фотопроектов. Благодаря трем образованиям и собственной энергетике Каринэ совмещает работу в разных сферах деятельности.

Я окончила журфак, факультет публицистики и коммуникационных наук Венского университета, но главное, что позволяет мне комфортно работать с визуальными искусствами, — это мое образование в сфере фото- и видеотворчества. До проекта в Музее истории ГУЛАГа я была куратором фотоконкурса, продолжением которого стала фотовыставка в «Саду Эрмитаж».

Каринэ занялась организацией процесса подготовки и создания проекта «Улыбка радости», была вовлечена во все этапы. Первоначально проект задумывался исключительно в виде фотографий. В психологии есть теория, что когда человек смотрит на свой «улыбающийся» портрет, он автоматически стремится к такому же состоянию. В дальнейшем сотрудникам музея и Каринэ пришла идея дополнить фотографии текстами, рассказами и биографиями подопечных. Итогом этой концепции стала трогательная выставка «Мне без тебя так трудно жить».


Выставка «Мне без тебя так трудно жить» в Музее истории ГУЛАГа, 2023.

Знаете, довольно сложно вызвать у пожилого человека улыбку без причины, важно найти подход к каждому. Мы задавали подопечным вопросы, разговаривали, вместе пили чай — создавали доверительную атмосферу. Постепенно герои расслаблялись и чувствовали себя спокойно перед камерой. Собралась замечательная команда фотографов. Мне удалось пригласить в проект профессионального визажиста. Она искренне и деликатно работала. Мы не делали яркий макияж и прически — лишь аккуратно подчеркивали естественную красоту. Для многих наших героев съемки стали большим событием, а еще они видели себя в зеркале другими и их настроение менялось. Было очень приятно на них смотреть.

Думаю, что проект «Улыбка радости» — про живой обмен между людьми разных поколений и судеб. Мы сфотографировали 80 человек и с каждым складывалась отдельная история. С кем-то из наших героев мы сразу находили общий язык, с другими было сложно работать, мы искали слова и сонастраивались. Они, пожалуй, научили меня большей чуткости, принятию и умению чувствовать состояние другого человека.

Некоторые герои рассказывали будто заученный текст про историю своей семьи, ведь они уже не раз произносили ее вслух. Но мы подготовили такие вопросы, через которые они взглянули иначе на некоторые моменты своей жизни и на наш проект в целом. И осторожность, с которой они приходили, сменялась расслабленностью и радостью.

То, что мы сделали, я называю «плетение на коклюшках», потому что разговаривать с человеком преклонного возраста, у которого колоссальный и во многом негативный жизненный опыт — это тонкая и нежная работа. Можно бесконечно говорить о подопечных с невероятно тяжелой судьбой, но лучше подумать о том, чему у них научиться: жизнелюбию, свету, любви и теплу — тому, что нас так сильно заряжало все эти месяцы работы. Пройти через чудовищные испытания, но остаться чистыми и красивыми людьми — это, пожалуй, главный урок для всех нас.

Кроме продюсирования «Улыбки радости» Каринэ организовала концерт для подопечных Музея, участниками которого стали одаренные юные музыканты.

Мы представили гостям классику и народные инструменты. Если честно, хотелось удивить и привнести что-то новое, поэтому я пригласила ансамбль канонистов. Канон — это армянский народный щипковый инструмент. Получился живой и очень трогательный концерт, который был важен не только подопечным, но и юным музыкантам. Я понимала, что для детей публика и обстановка — непривычные, но уверена, что хороший музыкант должен уметь играть для любой аудитории. Так и вышло, многие потом вернулись в музей и даже спрашивали, могут ли они выступить перед подопечными еще раз.

Музей истории ГУЛАГа стал для Каринэ одним из любимых мест в городе, которое она старается посещать, приезжая в Москву. Она говорит, что несмотря на тематику музея, именно там она встретила светлых, теплых, отзывчивых и внимательных по отношению друг к другу людей.

Каждый раз, когда вижу Варю, Марину или Яну — сотрудников Социально-волонтерского центра, — задаюсь вопросом, как их на это всё хватает? Мы пришли, сделали сложный проект и ушли в другие дела, а они ежедневно работают с подопечными, решая десятки неочевидных задач. Я не перестаю восхищаться ими. Для меня Музей истории ГУЛАГа, как ни парадоксально, — место про свет, потому что любое пространство создают люди. И здесь ты чувствуешь значимость каждого человека, необходимость жить дальше, помня свое прошлое.

Любопытно, что до того, как Каринэ пришла в музей, она почти ничего не знала о близких, прошедших лагерь.

Информации действительно очень мало. Пока я знаю про два случая в истории моей семьи. По рассказам дяди, мой прадедушка, вернувшийся домой после многих лет нахождения в лагере, всю оставшуюся жизнь сидел во время больших застолий у двери, будто в ожидании того, что за ним снова придут. Этот страх остался в нём до конца жизни. Причиной его ареста и лагеря была чудовищная несправедливость, как и большинство событий того времени. И эту историю я сейчас собираю по крупицам.

Подробнее о Социально-волонтерском центре Музея истории ГУЛАГа

Поделиться:

Рекомендуем:
| «Мы знали, когда и кем был отдан приказ нас уничтожить». Александр Черкасов о судьбе «Мемориала»*
| «Сеанс наблюдения за волей»
| История катынской лжи, или Зачем ТАСС пишет о событиях 1940-х годов
Из истории строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и Вишерского лагеря
Что отмечено на Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
ПАЛАЧИ. Кто был организатором большого террора в Прикамье?
| Любила его всей душой
| Мама верила, что он невиновен
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus