Реки памяти Пермского Мемориала


Автор: Юлия Баталина

Фото: Дмитрий Окунцев

Источник

29.03.2024

Сотни молодых людей из разных стран пропустили историю через себя, участвуя в поисковых экспедициях в Пермском крае

Чтобы помнить, надо знать. Память о горьком прошлом требует исследования этого прошлого. Ради сохранения воспоминаний людей, которые пережили советский террор и раскулачивание и провели годы в так называемых «спецпоселениях», волонтеры Пермского Мемориала отправляются в экспедиции в отдаленные места Пермского края – туда, куда ссылали людей, по какой-то причине признанных сталинским режимом неугодными.

Вся история Пермского края в советское время связана с Гулагом. Именно здесь в 1927 году возник один из первых лагерей – Вишерлаг, описанный Варламом Шаламовым в его антиромане «Вишера». Именно здесь проходили первые после Беломорско-Балтийского канала опыты по использованию труда заключенных на промышленных стройках и в народном хозяйстве. Именно здесь до самого последнего момента существования советской системы продолжали действовать политлагеря, в которых содержались «узники совести». До сих пор здесь живет множество ветеранов, переживших лагеря и ссылки.

Пермский край – многоводный, здесь тысячи рек. Когда-то они были главными транспортными артериями, и до сих пор в регионе есть места, куда можно добраться только по воде; летом реки становятся приманкой для туристов – многие из них очень живописны и популярны у сплавщиков. Именно по рекам часто проходили летние экспедиции Пермского Мемориала, отсюда и название этого большого исследовательского проекта – «По рекам памяти». Конечно, было и много сухопутных экспедиций, но название, поэтичное и многозначное, прижилось и как нельзя лучше отражает суть проекта.

«По рекам памяти» – совместный проект Пермского Мемориала и Молодежного Мемориала. Акция стартовала в 2000 году: тогда она включала в себя молодежный туристический сплав по двум уральским рекам, поисковые работы и сбор материалов по трем бывшим лагерям Гулага, а также установку мемориальных знаков и недельный волонтерский трудовой лагерь в музее «Пермь-36».

С тех пор экспедиции проводились каждый год, и не один раз, а трижды, а то и четырежды – вплоть до 2022 года включительно. За 20 с лишним лет прошло около 45 экспедиций, в которых приняло участие более 1000 молодых людей из разных стран: волонтерские проекты Молодежного Мемориала всегда были международными. По пермским «рекам памяти» приезжали путешествовать из Германии, Италии, Франции, Польши, Нидерландов, Швейцарии, Литвы, Швеции, Чехии, США…

Так, в одном лишь 2019 году прошло пять экспедиций, в которых участвовало более 40 волонтеров из семи стран. Было установлено десять мемориальных знаков в местах бывших лагерей и спецпоселений и записано 45 интервью с очевидцами времен советского террора. Даже в 2020, «ковидном», году удалось провести две экспедиции, в которых участвовали 13 волонтеров из Перми, Москвы и Томска.

«По рекам памяти» – это очень эмоциональная история. Ее суть – в живом общении поколений, в соприкосновении человеческих судеб. Пронзительные истории репрессированных – это не просто информация, но и слезы, которые часто не могли сдержать и старики, и их слушатели. Для молодых людей это ценный опыт переживания огромной человеческой судьбы, а для стариков – редкая возможность излить душу, поделиться наболевшим.

Из воспоминаний Валентины Ивановны Вагановой:

Бараки стояли на склоне горы. Одна сторона барака на земле стояла, а вторая — подпертая брусьями. Полы были холодные, все промерзало. Пока ссыльные всю зиму хоронили своих детей, им построили конюшню. Четыре двери, две по торцам и две по бокам. Через щели дуло. На каждого человека – по доске. Мама вспоминала: “Это твоя доска, это папина доска, это Колина доска. Дальше – следующая семья”. Были четыре буржуйки, чтобы только сварить зерно. В этой конюшне они жили года три. Вымерла еще половина детей у ссыльных. В этом месте не было ничего, только вот эти бараки и вот эта шахта. Все. Ни почты, ни названия этого места. Лекарства негде было взять, фельдшера не было. Кругом тайга. С внешним миром не было никакой связи. Магазина не было…

 

Устные интервью, записанные во время поисковых экспедиций, после литературной обработки стали основой для одного из томов Книги памяти, которая издавалась Пермским Мемориалом.

Волонтеры не только расспрашивали старожилов, но и помогали им по дому, а также благоустраивали памятные места. Важной частью проекта была информационная программа: организация бесед, лекций, дискуссий по истории края, истории политического террора и тоталитаризма в России, а также правозащитного движения и современной ситуации в области защиты прав и свобод человека; часть просветительских мероприятий касалась туристической подготовки и экологического просвещения.

Среди мест памяти на территории края особым вниманием Молодежного Мемориала пользовался бывший лагерь «Створ» на реке Чусовой. Это выразительное, слегка мистическое место описано в романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил». «Створ» – это памятник, потенциал которого не меньше, чем у «Перми-36», разница лишь в том, что к «Створу» не сохранилось автомобильной дороги, добраться туда можно только по реке, соответственно, очень трудно завозить строительные материалы, оборудование и все прочее, что необходимо для восстановления памятника. Тем не менее, сотрудники Мемориала каждый год проводили там благоустроительные работы, разработали навигацию, разместили информационные аншлаги, проводили экскурсии для сплавщиков.

В 2007 году на месте лагеря волонтеры под руководством будущего председателя Пермского Мемориала Роберта Латыпова* организовали проект «Музей без гида». Чусовая – популярный маршрут, по которому за летний сезон проходят сотни тысяч туристов. Многие из них делают стоянку на берегу «Створа», в большинстве случаев не зная, где находятся. В 2007 году Мемориал закрепил на территории бывшего лагеря несколько информационных табличек: что это за место, кто тут был, в каких условиях и где жили и работали люди, и так далее. «Музей без гида» предполагает, что человек сам проводит себе экскурсию по территории. Ориентируясь по указателям и карте, он может найти, где стояли бараки, мастерские, морг, КПП, и прочитать про них на табличках. Кроме того, у импровизированного мемориального знака рядом с лагерными мастерскими был закреплен почтовый ящик, в котором лежала «Белая книга Створа» – большой блокнот, где все желающие писали комментарии, описывали впечатления и эмоции. Записи в этой книге могут стать отдельным материалом для культурологического исследования.

Экспедиции Мемориала стали важной частью жизни для жителей Прикамья. В горнозаводских поселках тепло (с пирогами!) встречали волонтерские команды, а в волонтерской работе помогали все – от поселковых властей до священников, не говоря уже о ветеранах. После каждой экспедиции появлялось множество публикаций в прессе и на сайтах Пермского Мемориала и Молодежного Мемориала. Часто в экспедициях принимали участие профессиональные журналисты, но бывало, что материалы писали сами волонтеры.

Так, в 2013 году с публикацией «Верх-Добрянка: настоящее прошлое» выступил волонтер Мемориала Александр Чернышов:

Очередным шагом к восстановлению исторической памяти стала акция памяти 30 июля 2013 года, в ходе которой был установлен мемориальный знак на месте бывшего спецпоселка Верх-Добрянка. Сейчас в этом урочище, скрытом в глухой прикамской тайге, располагается охотничье хозяйство. О том, что когда-то здесь был крупный населенный пункт, напоминает лишь большой пруд на речке Добрянка, а на большой луговине еще заметны многочисленные «островки» иван-чая: он обычно растет на фундаментах деревянных домов.

Основная часть делегации – это бывшие жители спецпоселка, они же в большинстве своем и члены полазненского и добрянского Мемориала. По их воспоминаниям постепенно восстанавливается историческая память о Верх-Добрянке и составляется план поселка.

«Для вас это разноцветные квадратики, а для нас – целая жизнь», – сказала мне Дина Михайловна Волкова, глядя на план-схему бывшего поселка. Каждый кусочек земли ей напоминает о той жизни. Здесь трудились ее родители – семья Сомовых, здесь прошло ее детство. Дети становились свидетелями трагических событий: голодная смерть соседей в годы войны, арест отца и его возвращение, мобилизация на фронт… Числились “врагами народа”, и отношение было соответствующее: лишения, унижения, повторные репрессии. Жизнь на таком поселке – это испытание сильных людей, но таковые становились, казалось, еще сильнее – не ожесточились, вырастили прекрасных детей, отлично трудились на благо Родины. «Выращенный урожай возили даже на ВДНХ в Москву, колосья были под два метра…», – делятся воспоминаниями ветераны.

Александр Чернышов, который начинал свою деятельность в Мемориале как волонтер, участвовал в большинстве поисковых экспедиций. Наверное, в 2013 году он еще не предполагал связать с Мемориалом всю свою жизнь, но именно тема исторической памяти стала для него смысловой доминантой. Уже в 2014 году он стал одним из ведущих научных сотрудников Пермского Мемориала, а в 2015-м – руководителем проекта Последний адрес в Пермском крае. Во время поисковых экспедиций Александр находил потомков репрессированных, которые хотели бы увековечить память жертв, и поэтому таблички Последнего адреса устанавливались далеко не только в Перми, но и, например, в селе Кочево Коми-Пермяцкого округа или селе Карьево Ординского района – в самых разных, порой совсем отдаленных местах.

Александр много работал с Добрянским районом, особенно с поселком Полазна. В 2022 году, когда Пермский Мемориал был незаконно ликвидирован Минюстом, а его руководство во главе с Робертом Латыповым* было вынуждено покинуть Россию, Александр Чернышов возглавил новую организацию – Центр исторической памяти, которая стала правопреемником Мемориала в Пермском крае. Полазненский филиал Центра, учредительное собрание которого Александр проводил лично, стал самым многочисленным на территории региона.

По поводу поисковых экспедиций Роберт Латыпов* говорил: «Александр – человек опытный, он продолжит это дело». Председатель новой организации планировал летние поисковые маршруты в 2022 году… Однако возглавить очередную экспедицию ему не удалось. Сегодня он в следственном изоляторе в качестве обвиняемого по сфабрикованному делу о «контрабанде культурных ценностей».

Но это – другая, гораздо более печальная история.

 

*внесён в реестр иноагентов

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Воспоминания узников ГУЛАГа
Створ (лагпункт, лаготделение Понышского ИТЛ)
Чтобы помнили: трудармия, лесные лагеря, Усольлаг
| Хлеба досыта не ели
| Факт ареста отца марает мою биографию
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus