ИСТОРИЯ И ИСТОРИКИ В ЭПОХУ ПОСТПРАВДЫ: МОНОПОЛИЯ, ПОЛИФОНИЯ, КАКОФОНИЯ?


Источник

21.03.2024

12-13 апреля 2024 года Мемориал организует Четвертые Чтения памяти Арсения Рогинского (1946-2017) – историка, политического заключенного и одного из основателей Мемориала. Конференция состоится в Берлине и будет транслироваться онлайн. Будет организован перевод на три языка: немецкий, английский и русский

Тема конференции

События последних лет в России показали, что ничто не является гарантией от переписывания истории в угоду имперским, националистическим и другим идеологическим проектам. Атакам подвергаются не только долго скрывавшиеся и, наконец, открытые страницы истории, но и, казалось бы, давно известные и доказанные факты.

Мифотворчество и атаки на историю характерны прежде всего для авторитарных режимов, успешно осваивающих новые технологии и не пренебрегающих традиционными способами осуществления исторической политики (с помощью школьных учебников, памятников, фальшивых символов и т.д.), но нередко к таким же методам прибегают и различные политические силы, социальные группы и индивиды, действующие в условиях демократии.

Расширяя круг акторов в поле исторической памяти и позволяя зазвучать самым разным, почти не слышным ранее голосам, современное информационное общество препятствует установлению монополии на исторический нарратив и открывает перед историком невиданные ранее возможности для верификации фактов, доступа к гигантскому объему данных и обращения к широкой аудитории. В то же время эта новая информационная ситуация ведет к своего рода «перепроизводству» истории, подтачивая легитимность экспертного знания и стирая границы между "новостью" и "фейком", между зафиксированными в источниках событиями и множественными версиями прошлого.

Такая ситуация исторической "постправды" открывает широчайшие возможности для манипулирования историей и создания новых мифов. В современной России различные формы "фейк-хистори" и фальсификации истории: от сокрытия, искажения и манипулирования отдельными фактами до создания полностью лживых "псевдоисторий" – уже давно стали одним из важнейших политических инструментов. В ситуации авторитарного контроля за прошлым альтернативная версия событий, стилизованная под "научное исследование" и поддержанная авторитетом государства или другой мощной пропагандистской машиной, может быть противопоставлена любым самым серьезным исследованиям и экспертному анализу. Но эти явления не ограничиваются авторитарными системами: пусть и не в таких крайних формах, они возникают повсюду в условиях углубляющегося разрыва между наукой и общественным сознанием.

Что же делать исследователю и эксперту в ситуации «постправды» и «перепроизводства» исторического знания?
 
Программа конференции
12-13 апреля 2024
БЕРЛИН, КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
ФОНДА AUFARBEITUNG
Kronenstraße 5
Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
ПАЛАЧИ. Кто был организатором большого террора в Прикамье?
7 мест в Перми, от которых пойдут мурашки по коже
| У нас даже фруктовые деревья вырубили
| Национальность свою никогда не скрывал
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus