Соблюдайте советскую Конституцию


Авторы: Эмилия Габдуллина, Илона Калинич

Источник

09.03.2024

Житель Кабардино-Балкарии Олег Келеметов попросил Следственный комитет проверить решения Госкомитета обороны СССР о массовых депортациях по национальному признаку. Заявитель указывает, что нормативные акты Госкомитета о выселении калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и крымских татар нарушали советскую Конституцию и действовавший тогда Уголовный кодекс. Он надеется, что СКР установит факт преступления и причастность к нему конкретных лиц из руководства СССР: Иосифа Сталина, Вячеслава Молотова, Климента Ворошилова, Георгия Маленкова, Лаврентия Берии, Николая Вознесенского и Лазаря Кагановича. Опрошенные “Ъ” адвокаты сомневаются, что господин Келеметов добьется от СК хотя бы доследственной проверки.


Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов и Иосиф Сталин
Фото: Бальтерманц Дмитрий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Заявление в СК РФ в минувшую субботу направил житель Нальчика Олег Келеметов. Весной 1944 года его отец был депортирован в Казахстан в ходе насильственного выселения балкарцев с территории Кабардино-Балкарской АССР. В беседе с корреспондентом “Ъ” господин Келеметов уточнил, что обращается в ведомство не как сын репрессированного, а как гражданин, желающий установить ответственных за незаконные действия советской власти.

Депортация народов в СССР — массовое насильственное переселение наций, народностей и этнических групп, объясненное необходимостью борьбы с «социально опасными» элементами. Первые депортации начались еще в середине 1930-х годов, значительное число депортированных пришлось на годы Великой Отечественной войны. Насильственным переселениям подверглись одиннадцать народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. По некоторым оценкам, депортациям подверглись более 6 млн человек, погибли от 20% до 30% «спецпереселенцев». В 1991 году депортированные народы признаны репрессированными и подлежащими реабилитации.

Господин Келеметов заявляет, что основанием для насильственного выселения являлась «национальная, этническая принадлежность репрессированных граждан вне зависимости от пола, возраста и состояния здоровья»: «Депортация носила репрессивный, неизбирательный характер, с применением физического насилия, угрозой для жизни и здоровья, массовыми эпизодами гибели среди депортируемых. Насильственные действия представителей власти носили широкомасштабный и системный характер, что указывает на признаки геноцида».

Олег Келеметов считает, что депортации были проведены на основе указов Госкомитета обороны СССР — в эту структуру входили Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов, Климент Ворошилов, Георгий Маленков, Лаврентий Берия, Николай Вознесенский и Лазарь Каганович. Заявитель уверен, что решения о выселениях противоречили ст. 127 Конституции РСФСР от 1937 года, которая «закрепляет за гражданами равноправие независимо от их расы и национальности». «Члены ГКО принятием указанных постановлений грубо нарушили данный конституционный принцип, что в соответствии со ст. 110 УК РСФСР определяется как превышение власти»,— полагает заявитель. В связи с этим он просит СКР установить, пренебрегли ли члены Госкомитета положениями Конституции РСФСР от 1937 года и имеются ли в их действиях признаки «превышений власти, повлекших тяжкие последствия, сопряженные с насилием, мучениями, оскорбляющие личное достоинство граждан».

Господин Келеметов рассчитывает на проведение доследственной проверки. «В действующем законодательстве нет никаких препятствий для того, чтобы установить факт события преступления и перечень лиц, за него ответственных,— рассуждает он.— Понятно, что потом следствие может прекратить уголовное дело — как за истечением срока давности, так и в связи со смертью упомянутых лиц. А судебное разбирательство может продолжиться, если с выводами следствия будут не согласны родственники тех, кого сочтут причастными к этому преступлению. Такая практика существует».

Адвокаты и правозащитники, представляющие интересы жертв политических репрессий в СССР, рассказали “Ъ”, что это первая известная им попытка установить личную ответственность Иосифа Сталина и других высших партийных деятелей за незаконные депортации. Однако адвокат Марина Агальцова считает, что перспективы заявителя добиться правосудия минимальны. Она полагает, что после доследственной проверки СКР откажет в возбуждении уголовного дела — ведь лица, которых упомянул в заявлении господин Келеметов, мертвы, и сроки давности по ст. 110 УК РСФСР «давным-давно» прошли. При этом СКР может обойтись без установления факта события преступления и ответственных лиц — как пояснила адвокат, в результатах проверки ведомству достаточно указать описание заявления и основания отказа в возбуждении уголовного дела.

Госпожа Агальцова полагает, что вероятность возбуждения уголовного дела была бы выше, если бы заявитель обратился в ведомство как родственник депортированного и просил привлечь к ответственности за геноцид: по этой категории преступлений нет сроков давности. Кроме того, в заявлении нужно подробно «выстроить цепочку ответственности», отмечает адвокат: «Нужно доказать, что произошла не просто массовая гибель людей, стариков и детей. Нужно доказать, что это ответственность именно тех людей, результат их приказов, а не, к примеру, действий местных властей».

«Содержание документа с юридической точки зрения оценивать сложно, поскольку формально юридическим критериям оно никак не соответствует. В таком виде оно никакой уголовной процессуальной перспективы не имеет, и никакой даже формальной проверки по нему проводиться не будет,— уверен старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин.— Если же рассматривать это заявление как некую попытку общественно-политической публичной оценки очень мрачного исторического периода нашей родины, то оно является, скорее, позитивным. Хотя и затрагивает при этом лишь один из множества исторических аспектов, причем аспектов уже оцененных законодательно, с принятыми позитивными реабилитационными мерами».

Член КПРФ адвокат Дмитрий Аграновский заявил “Ъ”, что Коммунистическая партия «совершенно равнодушно» относится к подобным действиям. «Каждый гражданин имеет право обращаться в компетентные органы с любыми жалобами, даже с самыми нелепыми. На мой взгляд, никакого существенного движения по этой жалобе не будет, потому что за ним последует встречное движение (со стороны КПРФ.— “Ъ”). А это сейчас не своевременно ни для кого. Если мы сейчас начнем в полный рост исследовать обстоятельства депортаций, то это никак не будет способствовать социальному миру»,— пояснил господин Аграновский.

Сам Олег Келеметов заявил, что в случае отрицательного ответа СК намерен обратиться в суд и Генпрокуратуру.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Соснина Н.К.: «Дети умерли все, муж умер, корова сдохла» | фильм #378 МОЙ ГУЛАГ
| «Народ воевать никогда не хотел». Усомнившийся мобилизованный пишет Ленину
| «За сообщение извращенных сведений». Как закрывали газеты в 1918 году
Из истории строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и Вишерского лагеря
Организация досуга
Карта террора и ГУЛАГа в Прикамье
| Из когорты одержимых
| Боялись, ждали, что сейчас придут
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus