«Всегда есть надежда»: психолог о работе с волонтерами Музея истории ГУЛАГа


Источник

13.02.2024

В волонтерской команде Музея истории ГУЛАГа состоят профессионалы различных сфер деятельности. Они помогают другим волонтерам центра и подопечным, участвуют в реализации проектов. Людей, обладающих высоким уровнем компетенций и навыков и при этом безвозмездно трудящихся в поддержку музеев и фондов, называют волонтерами pro-bono или интеллектуальными волонтерами.

Валерию Наумову 54 года, он специалист в области практической психологии и психотерапии, а также преподаватель основ взаимодействия терапевта и клиента в Институте практической психологии и психоанализа. Уже 6 лет Валерий совмещает основную работу с деятельностью в Социально-волонтерском центре Музея истории ГУЛАГа. Сперва Валерий консультировал в рамках гранта, выигранного музеем, но количество проектов и новых задач сподвигло его к волонтерству.

Изначально я читал серии лекций для новых волонтёров и оказывал психотерапевтическую поддержку на регулярной основе в течение периода их работы. Когда вариативность проектов расширилась и появились новые задачи, я стал принимать в них участие уже в качестве волонтера. При этом вся моя деятельность в музее сосредоточена вокруг психологии, психотерапии, психогигиены. Я стараюсь быть полезным при наборе новых волонтерских коллективов с учётом задач в конкретных проектах музея.

Валерий рассказывает, что столкнулся с определенными нюансами при работе психологом с волонтерами и подопечными. По его словам, работа в долгосрочной психотерапии с клиентами отличается от процессов в музее.

Самым сложным для меня оказался момент, связанный с ограниченностью моих возможностей. С тем, насколько я могу быть полезным для волонтеров и их подопечных. Мое участие является достаточно эпизодическим, поэтому со многими ситуациями, связанными с занятостью людей в проектах волонтерского центра, им приходится сталкиваться самостоятельно. И я не до конца уверен, что моя практика оказывает полноценное влияние на волонтеров и на качество их контакта с подопечными. Сложно отследить степень положительного воздействия сеансов на общее состояние волонтеров. В общем, это всегда история законченная и незаконченная одновременно.

Музей истории ГУЛАГа играет важную роль в профессиональной идентичности Валерия, поскольку эта работа связана со сложной историей страны. Это приходится учитывать при работе с волонтерами и подопечными.

История нашей страны состоит из поколений людей, каждое из которых по-своему сталкивалось с какой-то бедой. Разные эпохи в чем-то укрепили общество, но всем нам приходится иметь дело со следствиями наших многочисленных побед и поражений. Мы несем большой заряд сложностей психологического характера, с которыми я имею дело и в моей работе с клиентами, и в любой деятельности, которой занимаюсь в качестве психотерапевта или преподавателя.
Для меня Музей истории ГУЛАГа — это работа, которая находится на перекрестке множества противоречивых концепций прошлого и будущего, определяющих лицо нашего общества. Это место, где есть возможность многое переосмыслить, переработать, интегрировать разные артефакты прошлого с тем, чтобы будущее было более благополучным. Ведь на это всегда есть какая-то надежда.
Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Узники проверочно-фильтрационных лагерей
Ссылка крестьян на Урал в 1930-е годы
Карта мемориалов жертвам политических репрессий в Прикамье
| Там были разные люди
| Если ты ссыльный
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus