Автор: Екатерина Закревская
16.10.2023
Когда заходит речь о Колыме, в памяти многих из нас, вероятно, всплывает броский образ «родины нашего страха» — так этот регион охарактеризовал журналист и видеоблогер Юрий Дудь*. В медиа Колыма часто представлена дикой и холодной землей, которая воспринимается исключительно как место памяти о сталинских репрессиях. С этими представлениями сосуществуют ностальгические истории самих магаданцев о детстве на Колыме, нетронутой природе края и особых дальневосточных порядках, которые не понять «извне». Исследовательница памяти, аспирантка центра типологии и семиотики фольклора РГГУ Екатерина Закревская порассуждала о том, как люди со стороны строят свои рассказы о Колыме, какую реакцию это вызывает у местных жителей и как еще можно говорить о прошлом и настоящем края.
Мы публикуем этот текст совместно с художественно-аналитическим журналом «Дискурс».
Родина нашего страха?
Наиболее «громкие» и заметные в публичном пространстве высказывания о Колыме исходят, как это часто бывает, не от местных жителей, а от внешних наблюдателей и туристов. Журналисты и блогеры из столицы, а порой также иностранцы чаще всего описывают Колыму как холодный и удаленный край со страшной историей.
Вот что пишет журналист Эндрю Хиггинс в статье для The New York Times 1 о путешествии на Колыму, которое он предпринял вместе с фотографом Эмилем Дюке:
«Построенная [заключенными] трасса [имеется в виду трасса «Колыма» — ред.] известна как «Дорога костей». Это дорога из гравия, грязи и — на протяжении большей части года — льда. Трасса длиною 1260 миль тянется от портового города Магадана до Якутска, столицы Якутии. Петляющая по диким местам Дальнего Востока, усыпанная замороженными безымянными могилами и быстро исчезающими останками трудовых лагерей, она открывает захватывающие своей суровой красотой виды».
Чуть ниже Хиггинс вспоминает рассказ местной жительницы о том, как могилу одной заключенной разрыл медведь.
И медведи, и безымянные могилы заключенных, рассеянные по тундре, действительно существуют, однако решение Хиггинса выделить этот сюжет лишь подкрепляет стереотипное представление о Колыме, согласно которому там в вечной мерзлоте живут зэки и ищут золото.
Многие российские журналисты вторят своему коллеге из The New York Times. Чаще всего они описывают Колыму как мертвый покинутый край, где нет места человеку. Блогер Илья Варламов* в своем фильме «Колыма: Россия, которую построил ГУЛАГ» (2021) многократно указывает на количество заброшенных городов и поселков на Колыме. В одном из эпизодов он делится со зрителями своим недоумением:
«Вот эти люди, которые здесь жить остались, я не представляю, что они чувствуют, когда идешь и видишь повсюду мертвые дома с пустыми окнами».
Юрий Дудь* в фильме «Колыма — родина нашего страха» (2019) обращает особое внимание на холодный климат региона. В разговоре с сотрудником Магаданского краеведческого музея Артемом Ковалевым он недоумевает:
— Как жить и расти, когда полгода в году примерно так [холодно]?
— Ну, когда ты там живешь и тем более когда ты маленький, ты вообще не замечаешь, что есть какой-то холод. Перед тем как выйти на улицу, ты должен просто полностью хорошо одеться.
Рассказы о чрезвычайно сложных условиях жизни перемежаются с яркими образами из лагерного прошлого Колымы. В результате Магаданская область предстает проклятым местом, лишенным перспектив и надежд на будущее.
Юрий Дудь* беседует с создателем музея «Память Колымы» Иваном Паникаровым о том, можно ли сводить историю Колымы исключительно к негативу
Фотография: Колыма — родина нашего страха / вДудь
* Юрий Дудь признан в России иностранным агентом
Заставка фильма Ильи Варламова* «Колыма: Россия, которую построил ГУЛАГ»
Фотография: Колыма: Россия, которую построил ГУЛАГ / varlamov
* Илья Варламов признан в России иностранным агентом
Уроки истории
Еще чаще про Колыму вспоминают, когда хотят поговорить о невыученных «уроках истории» и необходимости их «проработать». На тему присущей современным людям «одержимости историей» рассуждала исследовательница памяти Алейда Ассман. Под такой «одержимостью» Ассман понимает ситуацию, в которой для европейцев стало крайне важным «трудное прошлое» — войны и репрессии ХХ века. Это выражается, например, в установке памятников, публикации мемуаров очевидцев, учреждении памятных и траурных дней или принятии мемориальных законов, запрещающих (или предписывающих) показывать прошлое под тем или иным углом. Ассман писала о странах Европы, однако к современной России эта концепция тоже применима — к примеру, российские власти на законодательном уровне запрещают сравнение СССР и гитлеровской Германии или преуменьшение вклада Советского Союза в победу над нацизмом. Представители оппозиции, в свою очередь, часто указывают на то, что память о советских репрессиях не «проработана». В этом они видят корень многих современных проблем.
Практики «проработки прошлого» и представления о том, что из себя представляет такая проработка, изучала исследовательница из Дублинского университета Ли Дэвид — она отметила, что во многих странах с «трудным прошлым» (войнами, геноцидами, репрессиями) распространено представление о том, что необходимо покаяться и принести извинения жертвам таким же образом, как это было сделано в постнацистской Германии. Апеллируя к опыту стран, власти которых действительно попытались повторить немецкое покаяние (например, Сербии), Дэвид показала, что это зачастую бывает неплодотворно и даже вредно*. Тем не менее, вера в то, что уроки истории должны быть «выучены», по-прежнему очень сильна.
The Past Can't Heal Us. The Dangers of Mandating Memory in the Name of Human Rights
Книга исследовательницы Ли Дэвид, в которой она показывает, что выстраивание памяти по «жертвоцентричной» модели (памятование в первую очередь о погибщих в войнах, репрессиях, этнических чистках) может приводить далеко не к тем последствиям, которые от нее ожидаются. Память о «своих» жертвах позволяет государствам провозглашать себя их наследниками иснимать с себя любую ответственность за прошлое. К примеру, так произошло на Балканах. Страны-участницы войн 1990-х годов активно занимаются коммеморацией «своих» жертв и таким образом только растравляют конфликт, а попытки покаяния на этом фоне выглядят искусственными. Так, когда президент Сербии Александр Вучич попытался принести извинения за резню в Среберенице, это было воспринято как неискренняя попытка заслужить одобрение Евросоюза и повлекло новый виток напряженности.
С таким настроем «Родину страха» смотрят многие зрители Youtube: так, комментатор с ником NESAHAR отмечает, что «не зная прошлого, невозможно построить будущее (иное будущее)», а пользователь Алексей Степанов восклицает: «Жаль, что история нас не чему не учит!».
Призывы каяться обладают сильным этическим зарядом и ко многому обязывают современных магаданцев.
Память о лагерном прошлом начинает мыслиться не как часть локальной культуры (будь то семейные рассказы о репрессированном родственнике или городские легенды), а как действие, которое нужно специально и регулярно совершать: посещать памятники и кладбища, создавать мемориальные музеи или как минимум углублять свои познания о лагерях.
Помнить о сложном прошлом означает выполнять свой моральный и гражданский долг.
Вот что Юрий Дудь* говорит о лагерной вышке, которая стоит в жилом районе поселка Усть-Омчуг в 180 километрах от Магадана:
«[Вот] лагерная вышка, которую установили прямо посреди жилых домов, и многие прямо из окна своих квартир видят этот памятник.
Вот так лагерная и повседневная жизнь на Колыме переплетены друг с другом».
Журналист предполагает, что жители Усть-Омчуга действительно регулярно думают о лагерях, смотря на мемориальную лагерную вышку. Предполагается, что осмысление «трудного» прошлого должно приносить дискомфорт, быть неудобным.
Однако далеко не все жители Магаданской области соответствуют ожиданиям журналистов и их читателей. Они помнят о лагерях не так, как хотелось бы носителям «правильных ценностей». Так, пользователь Зoivega в комментариях к «Родине страха» сокрушается, что труд Юрия Дудя* неблагодарный, так как «достучаться» до «бесчувственных» россиян уже невозможно:
«Юрий, спасибо вам большое за ваш самоотверженный, кропотливый, умный труд. Вы как Прометей, несущий людям свет правды. Но как трудно расшевелить, растрогать, расчувствовать, заставить думать эту застывшую в толще бесчувствия и беспамятства человеческую глыбу. Она так далеко уходит в глубь веков сколько ни стучись, нет ответа...».
Остатки лагеря Бутугычаг, Магаданская область,
1989 год. С большой долей вероятности снимок с черепами — постановочный.
Фотографии: Архив Дмитрия Вышемирского / История России в фотографиях
Счастливое детство и девственная природа
Обязательство искупать грехи предков и хранить память о катастрофах внешние наблюдатели, как правило, возлагают на местных жителей. Именно от них ждут, что те будут поддерживать «инфраструктуру памяти»: создадут музеи и мемориалы, опубликуют мемуары очевидцев, законсервируют остатки лагерей, будут регулярно проводить поминальные мероприятия или хотя бы расскажут на камеру о своих переживаниях.
Исходящее со стороны «принуждение помнить» закономерно вызывает отторжение у многих жителей Магаданской области. К примеру, в комментариях к «Родине страха» часто встречаются ностальгические рассказы о счастливом детстве, проведенном на Колыме. Вот что пишет пользователь Гачек Гачеков:
«Ну, давай расскажи, что у меня было не самое счастливое детство на Колыме в пос. Бурхала <…> Да это самые лучшие годы нашей жизни: рыбалка, охота, поездки по ягоды, по грибы, отец вездеходы мастерил, мы с друзьями по окрестным сопкам бегали. А теперь детей и в школу без сопровождения взрослых страшно отпустить. Жили всем поселком одной дружной семьей. Эх... а потом пришли “святые девяностые” и уж нет нашего поселка, когда-то самого красивого на всей колымской трассе. А дед да, сидел там. Вот только после отсидки еще 28 лет никак уехать не мог, хоть несколько раз собирался, — не те заработки на материке».
Для таких людей образ Колымы вовсе не исчерпывается историей советских репрессий. Для них это место памяти о доме, детстве, родных. Иногда они могут отмечать связь своих семей с лагерным прошлым, однако этот опыт не является для них центральным и редко вызывает особенные эмоции. Это логично: большинство жителей региона даже не имеют родственных связей с узниками ГУЛАГа — их семьи приехали туда уже после демонтажа лагерной системы за северными льготами.
Напряжение чувствуется и в словах представителей креативного класса, от которых можно было бы ожидать бóльшую ориентированность на «столичный» взгляд. Так, дизайнер Андрей Осипов из Магадана в интервью для подкаста «Ваши уши» говорит о своем желании показывать «другую историю» региона:
“Это далеко и холодно, и там зэки”. Это не сломить, и я и не пытаюсь это перечеркнуть или вычеркнуть — это часть истории нашей. Но тем не менее, тут живут люди, которые придерживаются другого мнения. Они здесь живут, это их дом. Я бы хотел рассказать об этой части населения — обычных людях. Вот эта историческая часть мне интересна, я бы хотел попробовать популяризировать эту часть».
Жители поселка Оротукан на лыжной прогулке
Фотография: Геннадий Капленков /
Моя родина — Магадан
Танцы в поселке Талая — бальнеологическом курорте на Колыме, 1951 год
Фотография: Архив Натальи Береговой / История России в фотографиях
Все не так однозначно?
В то же время реакция жителей Колымы на принуждение горевать о событиях, произошедших задолго до их рождения, принимает далеко не только ностальгические формы воспоминаний о детстве. Некоторые магаданцы в той или иной степени оправдывают репрессии.
Защищаясь от нападок демократической общественности, местные жители нередко утверждают, что колымские лагеря были «не такими уж и плохими». Регулярно звучит формальный аргумент: «Дальстрой» официально не входил в систему ГУЛАГа, а являлся государственным трестом* (коммерческой организацией по освоению края). Этот факт как будто бы дает основания полагать, что происходящее в лагерях «Дальстроя» отличалось от происходящего в лагерях ГУЛАГа.
Государственный трест
«Дальстрой» действительно был основан как промышленный трест в 1931 году, а в систему ГУЛАГа вошел лишь в 1938 году. Однако уже в 1932 году при «Дальстрое» был организован Северо-восточный исправительно-трудовой лагерь (Севвостлаг), который фактически обеспечивал трест рабочей силой, необходимой для разработки месторождений полезных ископаемых, строительства инфраструктуры и т.д. Условия жизни в Севвостлаге мало чем отличались от других лагерей.
В ту же логику вписывается миф о берзинской Колыме. Эдуард Берзин был начальником «Дальстроя» с момента его основания в 1931 году и до своего ареста во время Большого террора 1937 года. В памяти колымчан он остался эффективным менеджером и справедливым начальником. Время его руководства противопоставляют перегибам при его преемниках. Алексей Яроцкий в своей книге «Золотая Колыма» приводит воспоминания о том, что при Берзине жизнь в лагерях была почти что комфортной:
Такие исторические свидетельства и снисходительные оценки деятельности Эдуарда Берзина «стирают» память о преступлениях против заключенных. Труд в бесчеловечных условиях нередко трактуется как сложные, но необходимые шаги в освоении края. Риторика экономического успеха, то есть гордость за количество добытого на Колыме золота и других полезных ископаемых, позволяет «замять» цену, которой этот успех достался. На большом интернет-портале «Моя родина — Магадан», который создается силами местных жителей, публикуют такие сведения:
Таким образом формируется альтернативная версия истории Колымы. Край будто бы осваивался романтиками-первопроходцами, которые занимались непростым, но честным трудом. Такая контрпамять может выглядеть как оправдание репрессий, однако ее корень следует искать в желании «отобрать» у внешних наблюдателей право судить об истории Колымы. А формальные юридические тонкости, голая статистика и локальные мифы помогают сбить их с толку.
Мемориальный комплекс «Магадан — город трудовой доблести». Открыт в сентябре 2022 года
Фотография: Сергей Старостин / Магаданская правда
Можно ли сделать Магадан туристическим?
В работе над территориальным брендингом и созданием туристической инфраструктуры магаданские чиновники и музейщики оказываются между двух огней:
C одной стороны, создаваемые ими образы должны привлекать туристов и вписываться в их представления о «родине страха», а с другой — не раздражать местных жителей.
Заместитель директора Магаданского краеведческого музея Артем Ковалев в интервью для спецпроекта «Колыма» рассказал, что посвященная лагерям экспозиция пользуется особой популярностью среди гостей города:
При этом он отмечает, что не всем местным жителям нравится, когда поднимают сложную тему лагерей. По словам Ковалева, сотрудникам музея и краеведческому сообществу Магадана удалось сгладить намечающийся конфликт, заняв «суперпозицию». В экспозиции о Севвостлаге они старались информировать о репрессиях, не вынося моральных и политических оценок:
Руководительница агентства по туризму Магаданской области Анна Шаповалова следует похожей стратегии. В интервью для спецпроекта «Колыма» она отмечает, что на Колыме должен появиться музей ГУЛАГа. Однако помимо создания «инфраструктуры памяти» Шаповалова считает важным налаживать сотрудничество с бизнесом и государственными органами, развивать взаимодействие с коренными народами, проводить экскурсии по региону, строить гостиницы высокого уровня и улучшать медийный образ Колымы:
Непростые климатические условия, которые в описаниях людей со стороны превращаются в очередной штрих в образе «проклятого» и «мертвого» края, Шаповалова рассматривает как потенциально привлекательные для туристов:
Получается, что представители музейной и туристической инфраструктуры поглощены мыслями о будущем, для которого приходится идти на компромиссы с прошлым. Колыма как место памяти о преступлениях советского режима может привлекать туристов со стороны, но не местных жителей: при развитии этого бренда нужно быть внимательным к их чувствам, уметь выбрать нужный тон.
В поселке Атка в Магаданской области. Фотография из туристической экспедиции «On the Trails of lost Gulags»
Фотография: No Limit Journeys
Роуд-трип на мотоциклах по трассе «Колыма». В городе Кадыкчан
Фотография: Thies and Momme Сlausen / Torque to strangers
Есть ли другой способ говорить о Колыме?
Тяга к искуплению вины за преступления, совершенные на предыдущем историческом этапе, — частый спутник демократизации в посттоталитарных странах. Можно спорить, действительно ли покаяние помогает таким государствам идти вперед. Однако демократически настроенная часть российского общества вряд ли в обозримом будущем перестанет интересоваться историей лагерей, а значит — и трагическим прошлым Магаданской области. Скорее всего, люди со стороны продолжат создавать проекты, посвященные памяти о сталинизме, откроют новые музеи ГУЛАГа, будут отправляться в путешествия по местам памяти террора и т.д. Все эти действия могут задевать магаданцев, не понимающих, почему их дом должен становиться местом покаяния гостей из других регионов и почему деятельное покаяние требуется от них самих — никак не связанных с ГУЛАГом людей.
Для построения диалога кажется важным перестать экзотизировать жителей колымского региона, видя в них чудаковатых обитателей забытой богом земли, которые к тому же должны нести ответственность за грехи предков. Возможно, именно тот факт, что люди со стороны возлагают на магаданцев ответственность за страшное прошлое края, вызывает у них толерантность по отношению к репрессиям и делает популярными таких неоднозначных исторических деятелей, как Иосиф Сталин или Эдуард Берзин. Логично предположить, что если бы жители Магадана чувствовали со стороны туристов, журналистов и блогеров интерес к другим сторонами своей истории, им не пришлось бы оправдывать лагеря, чтобы хоть как-то «сохранить лицо» своих родных мест и отстоять право на то, чтобы гордиться ими.
Источники:
1) Along Russia’s ‘Road of Bones,’ Relics of Suffering and Despair // The New York Times https://www.nytimes.com/2020/11/22/world/europe/russia-stalin-gulag-kolyma-magadan.html
2) Берзин Эдуард Петрович // Моя Родина – Магадан. https://www.kolymastory.ru/glavnaya/istoriya-magadana/berzin-eduard-petrovich/
* Илья Варламов признан в России иностранным агентом
* Юрий Дудь признан в России иностранным агентом
Возвращение имён - Пермь - 2024. Несколько слов об итогах
29 октября "Пермский Мемориал - Европа" и телеграм-канал "Пермь 36,6" провели акцию "Возвращение имён". В этом году акция прошла в формате онлай-трансляции на YouTube-каналах организаторов. Ведущими эфира были наши давние друзья и члены "Мемориала" Юлия Балабанова и Владимир Соколов. Вот несколько фактов о прошедшем "Возвращении имён - Пермь - 2024".
© ПРБОО «Центр исторической памяти», 2022 г.
Данный веб-ресурс ранее принадлежал общественной организации «Пермское краевое отделение общества «Мемориал» (ликвидирована российскими властями в апреле 2022 года; это решение обжалуется в суде). Исключительные авторские права на опубликованные информационные материалы переданы ПРБОО «Центр исторической памяти»