19.01.2023
Полемика крупнейших деятелей музыкальной культуры России относительно приоритета двух важнейших направлений образовательной деятельности берет свое начало в предреволюционных годах и во многом подготавливает будущие события в этой сфере. Должно ли музыкальное просвещение охватывать все слои общества и с какой целью? Или же главные усилия надо направить на воспитание армии профессионалов для создания высочайшего уровня музыкального искусства?
Эти позиции зачастую рассматривались как взаимоисключающие без возможности достижения консенсуса. В 1920-х годах острота конфликта стимулировалась кампанией против «спецов». В 1930-х ее сменила «борьба за кадры». Их фоном оставалось массовое самодеятельное движение, менявшее на протяжении сталинской эпохи свои задачи.
В лекции доктор искусствоведения, музыковед Марина Раку расскажет об этой длительной дискуссии, ее неожиданных поворотах и утопичных решениях, ее порой абсурдных, а порой весьма здравых предложениях, имеющих в конченом счете прямое отношение к нашей современности.
Фото: кадр из фильма Дзиги Ветрова «Человек с киноаппаратом».
Поделиться: