Летние волонтёрские лагеря Пермского «Мемориала»*


История летних молодёжных волонтёрских лагерей в 1995-2013 гг. 

Летние молодёжные волонтёрские лагеря на базе Мемориального музея «Пермь-36» берут своё начало с лета 1995 года, когда в реставрации объектов будущего музея приняла участие первая интернациональная группа добровольцев. Позднее, с 1997 года лагерь всегда был стационарным, волонтёрский городок находился на дальней окраине деревни Кучино Чусовского района, на берегу реки Чусовой, рядом с бывшей зоной для политических заключенных, так называемым «участком особого режима». В конце 1940-х – начале 1950-х годов зона была частью сталинского ГУЛАГа, а в 1970-1980-е годы здесь содержались политзаключенные – «узники совести». Сейчас бывшая зона превращена в музей ГУЛАГА, единственный в своем роде в России. Волонтёрский лагерь был призван помогать сотрудникам общественного музея в ремонтно-восстановительных работах и музеефикации различных объектов.

Волонтеры участвуют в реставрационных работах на бывшем бараке, расположенном в зоне строгого режима «Перми-36».

С 1995 года помимо пермяков в летнем лагере принимали участие молодые люди из других городов России и из других стран. Всего за 19 лет в лагере побывали ребята из США, Австрии, Словакии, Германии, Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Перми, Нижнего Новгорода, Астрахани, Екатеринбурга, Ижевска и многих других городов. А общее количество участников превысило более трёх тысяч человек. В основном это были студенты, школьники, активисты различных молодёжных общественных организаций, а также иностранные волонтёры. Сложилось целое сообщество «кучинцев» (от названия деревни Кучино, находившемся рядом с бывшей зоной и волонтёрским городком), которое всегда готово принять в свои ряды новых членов.

Ежегодно проводилось до трёх волонтёрских смен лагеря «Пермь-36», от 10 до 14 дней каждая. Одну из смен традиционно проводил давний партнёр Пермского «Мемориала» – Пермское молодёжное студенческое объединение «Урал-сервис». Это объединение студенческих отрядов для обслуживания железнодорожного пассажирского транспорта, которая насчитывает около 500 человек. Другие две смены проводились непосредственно Молодёжным «Мемориалом», каждая из которых имела свою тематику. Например, если главной темой является альтернативная гражданская служба и защита прав молодёжи, то перед выездом в лагерь проводился специальный вводный семинар. Если это тема истории политических репрессий – также проводились вводные занятия, показываем фильмы об этом и т.д.

В первые годы волонтёры весьма активно использовались на строительных и реставрационных работах. Молодые люди восстанавливали заборы бывшей зоны, натягивали «колючку», бетонировали дорожки, вывозили разнообразный строительный мусор, работали на пилораме. Однако с середины 2000 годов руководство общественного музея передало большую часть этих работ профессиональным бригадам, а волонтёрам давали сравнительно несложные работы, связанные с благоустройством территории. В частности, они помогали готовить площадку под будущий Лес памяти (данный проект так и не был завершён).

Поскольку физический объём работ уменьшился, то с 2008 года Молодёжный «Мемориал» постепенно изменил формат лагеря с трудового на просветительский, образовательный лагерь при сохранении посильной помощи музею, хотя в уже меньшем объёме. Был сделан больший упор на дискуссии, мастер-классы, обсуждения. С этой целью приглашались десятки топовых гражданских экспертов. Это люди, добившиеся успеха в самых разных областях и с активной гражданской позицией – ученые, общественные деятели, активисты некоммерческих организаций Прикамья, люди искусства, журналисты, политики и т.д.

Сергей Адамович Ковалев, известный правозащитник, – частый гость волонтеров летнего молодежного лагеря «Пермь-36».

Темы их выступлений были разнообразны, обширны и выходили далеко за рамки «третьего сектора». Задача состояла в том, чтобы с помощью этих экспертов предоставить молодым людям широкий ассортимент знаний, подходов, технологий, которые помогут им в их профессиональной деятельности и просто в жизни. При этом организаторы волонтёрских смен не превращали лагерь в монологичный академический класс, когда кто-то один учит всех остальных что правильно, а что нет. Они были заинтересованы в совместном производстве новых знаний, поскольку каждый из участников привносил что-то новое, смотрел под иным углом зрения. Общей целью была совместная выработка и освоение новых гражданских знаний и технологий. И в этом отношении волонтёрский лагерь стал своеобразной кузницей кадров для многих молодёжных российских организаций.

Лагерь был расположен на самом берегу реки Чусовой. Все постройки были созданы руками самих волонтёров. Спальный корпус на 40 мест, хотя и был сколочен из досок, но хорошо защищал от дождя и холода. Трехъярусные полати имели топчаны, все необходимые спальные принадлежности, спальники и занавески. Всё было предельно просто, но уютно. По соседству находился такой же дощатый «Дом культуры» – место для общей тусовки. В нём была «капитанская каюта», радиоузел, большой зал для дискотек и просмотра фильмов. Была отдельная кухня, оснащённая газовыми плитами, холодильниками и всем необходимым для хранения и приготовления пищи. Пространство между этими постройками было накрыто большим тентом, под которым размещалась столовая. В городке была настоящая русская баня, санузел и даже душевая.

Волонтер готовит на кухне

Распорядок дня в лагере выглядел примерно следующим образом. Подъем в 9 утра. Час уходил на утренний туалет, потом завтрак. В будние дни, до обеда ребята выходили на свои рабочие места. Все участники смены делились на бригады, каждая из которых выполняла свой объём работ в музее: это благоустройство территории, строительство, побелка и ремонт заборов, скашивание травы, уборка мусора, работа на лесопилке и прочее. Продолжительность рабочего дня составляла – до 5 часов. В 15 часов рабочий день заканчивался, потом следовал полноценный обед и свободное время: отдых, купание в реке Чусовая, катание на лодке, русская баня, футбол, волейбол или настольный теннис, а главное, свободное общение. Вечером после ужина, как правило, проходили какие-нибудь мероприятия: конкурсы, игры, дискуссии, встречи с бывшими политзаключенными, правозащитниками, бардами, песни у костра и дискотеки.

3 сентября 2005 г. музей Пермь-36 отметил свое десятилетие. В гости к волонтерам пришел Юлий Ким. Фото на память.

В выходные дни в лагерь из города всегда приезжали эксперты. Они выступали на самые разнообразные темы. Это вопросы демократии и выборов, экологии и образования, культуры и журналистики, прав человека и свободы и т.д. Кроме того, ребята сами устраивали тематические вечера, посвящённые той или иной проблеме. Бывало, что дискуссии затягивались допоздна. Чётко обозначенного времени отбоя в лагере не было, можно было гулять хоть до утра, но с одним условием – волонтёру на следующий день нужно было вовремя выйти на работу и отработать весь рабочий день до конца. Особое место в традициях лагеря занимал обряд «посвящения в кучинцы» на священной поляне, о котором нельзя было рассказывать, но в котором можно было принять участие.

Набор участников в такие смены начинался ещё с конца зимы. Рассылались электронной и обычной почтой объявления, расклеивались рекламные листовки в вузах города, печаталась информация в СМИ. Обычно количество заявок превышало возможности лагеря, и проводился своеобразный конкурсный отбор. Каждый кандидат заполнял анкету и писал небольшое сочинение о том, почему ему так важно попасть в этот лагерь и чем он может быть ему полезен. Для организаторов смен было важно, чтобы человек интересовался историей своей страны, проявлял свою гражданскую позицию и имел за плечами пусть небольшой, но личный опыт добровольческой или общественной деятельности.

Все участники лагеря находились на полном пансионе. То есть питание, проживание, а иногда и проезд до лагеря и обратно – всё это оплачивал Молодёжный «Мемориал».

С началом полномасштабных репрессий со стороны российских властей против независимых НКО волонтёрский лагерь оказался под прямой угрозой. Сначала была якобы арендована (на самом деле выкуплена) земля, на которой располагался волонтёрский городок. И началось его планомерное уничтожение. Поэтому в 2012 году волонтёрский лагерь переместился на другое место и вновь стал палаточным, хотя и более массовым, чем обычно – одна из смен насчитывала более 70 волонтёров. В 2013 году лагерь добровольцев базировался в корпусах бывшего и недавно расформированного психоневрологического интерната. Но это уже оказалась последняя волонтёрская смена. В 2014 году правительство Пермского края фактически осуществило рейдерский захват общественного музея «Пермь-36», отстранив от руководства его создателей. Образованное государственное учреждение отказалось вести переговоры о продолжении волонтёрских лагерей «Мемориала». Таким образом, эта страница истории гражданской жизни нашего региона была также закрыта. В настоящий момент деревянный волонтёрский городок полностью уничтожен, на его месте построены дачи. А Молодёжный «Мемориал» свои усилия перенаправил на проведение уже передвижных волонтёрских лагерей – поисковых экспедиций по местам ГУЛАГа в Пермском крае.

Лагерь был уникален тем, что в нём непостижимым образом переплетались, казалось бы, несоединимые вещи. С одной стороны происходило довольно непростое приобщение волонтёров к трагическим страницам истории нашего народа – истории политических репрессий, рядом всё время находилась бывшая зона, где ещё совсем недавно страдали и умирали заключённые. А с другой, здесь каждый раз собиралась отличная молодёжная команда. Жизнь в лагере была очень динамична и насыщена. Здесь всегда было какое-то дело, было пространство для творчества и самореализации. Кроме обычных вечерних программ, организовывались экскурсии в Успенский монастырь, в музей истории реки Чусовой, его ещё называют музеем истории похода Ермака, а также велопоходы от и до лагеря.

Экскурсию в музее «Пермь-36» для участников экспедиции «По рекам памяти» ведет руководитель проекта Роберт Латыпов.

Ребята увозили из каждой смены лагеря чувство не напрасно потраченного времени. Они узнавали много нового для себя, расширяли свой кругозор, знакомились с интересными людьми, обретали новых друзей. Для многих лагерь становился началом нового пути в жизни. Основой лагеря, да и всех проектов Молодёжного «Мемориала» являлся принцип деятельностного начала, когда познание было органично вплетено в практику, в преобразовательную деятельность на благо людей.

 

* Пермское краевое отделение общества «Мемориал» ликвидировано российскими властями в апреле 2022 года, это решение обжалуется в суде. 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В ПРИКАМЬЕ 1918-1980е гг.
Из истории строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и Вишерского лагеря
По местам спецпоселений и лагерей ГУЛАГа
| Мне повезло
| Меня спас Вагнер
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus