08.11.2021
7 ноября 1929 года в газете «Правда» была напечатана статья И. В. Сталина «Год великого перелома: к XII годовщине Октября». Там было объявлено об окончательном отказе от политики НЭПа и построении курса на индустриализацию и сплошную коллективизацию сельского хозяйства.
В статье говорилось о «коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию». Главной целью коллективизации было обеспечение бесперебойного снабжения городов, быстро растущих в ходе индустриализации, для «превращения нашей страны в страну металлическую».
Первоначально курс на коллективизацию был провозглашен еще в декабре 1927 года на XV съезде большевистской партии. Изначально коллективизацию предполагалось осуществлять постепенно, на добровольных началах. Однако желающих вступить в колхозы добровольно находилось очень мало, так как при вступлении надо было сдать нажитое годами имущество. Сдаче в пользу колхоза подлежал скот, сельскохозяйственный инвентарь, семенные и кормовые запасы, а также хозяйственные постройки и все предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства. Поэтому в колхозы шла в основном беднота и редкие идейные крестьяне. К 1929 году общее число колхозников не превышало 3,9% от общего числа крестьян.
После 1929 года началось развертывание сплошной коллективизации. Она была объявлена добровольной, но по факту загонять крестьян в колхозы пришлось силой. Сотни тысяч человек бежали в город, где жизнь была свободнее. В самой деревне против коллективизации восставали жителей целых сёл. Особо упорствующих как кулаков отсылали в необжитые районы Сибири и Дальнего Востока. В дальнейшем даже появилась шутка, что ВКП(б) расшифровывается не иначе как «второе крепостное право большевиков». Коллективизация проходила стремительными темпами, и уже к 1937 году в колхозы входило 93% крестьян.
С одной стороны, жесткие методы дали свои плоды: по общему объему промышленного производства СССР в конце 30-х годов вышел на второе место в мире после США. С другой стороны, в стране, по оценке оценке историка и исследователя репрессий В. Н. Земскова, было «раскулачено» около 4 млн человек. Как указывает доцент факультета экономических наук ВШЭ Алексей Раков, под определение «кулаков» попадали часто далеко не самые зажиточные крестьяне. Так, одним из признаков считалось наличие сельскохозяйственных машин в хозяйстве, а под этим определением нередко понимались грабли, лопаты и тяпки. Коллективизация и раскулачивание также стали одной из причин голода 1930-х годов. По оценке историка Н. А. Ивницкого, общие прямые человеческие потери СССР от голода и сопутствующих ему болезней составили около 7 млн человек.
Поделиться: