Открыт «Последний адрес» Николая Тимофеевича Оборина


06.08.2021

Фото: Роберта Латыпова

 

5 августа 2021 года, в неофициальный День памяти жертв «Большого террора» в городе Перми установлена очередная мемориальная табличка общероссийского проекта «Последний адрес». 

На этот раз увековечена персональная память об электромонтёре и руководителе «Водоканалтреста» Николае Тимофеевиче Оборине, безвинно расстрелянном сотрудниками НКВД в январе 1938 года. Заявителем установки таблички выступила Александра Тихонова, программный директор Центра городской культуры, который располагается в здании на улице Пушкина, 15. В этом доме как раз и жил до ареста Николай Тимофеевич.

На открытии мемориала Александра от лица сотрудников ЦГК отметила: Нам кажется, что это очень важный проект. И нам очень приятно, что мы можем в этом участвовать и можем показывать своим посетителям прямо на месте, где мы работаем и транслируем наши идеи, эти таблички. Мы бы хотели, чтобы это было публично, чтобы люди это замечали, чтобы люди об этом знали. Это ужасная история, когда люди просто теряли свои жизни из-за произвола в государстве. Важно помнить об этом, напоминать всем и стараться сделать так, чтобы этого не повторилось.


Александр Чернышов, Александра Агишева, Констанция Викуленко

Продолжил её мысль Роберт Латыпов, председатель Пермского краевого отделения общества «Мемориал»: Мы часто отмечаем, что необходимо помнить жертв массового террора, необходимо помнить о самом терроре, но не менее важно, чтобы ещё назывались люди, которые являлись палачами этих жертв, которые являлись преступниками. Советское государство – а в данном случае Николай Тимофеевич был реабилитирован одним из первых, ещё в 1957 году – уже признало, что он невинная жертва, но имена следователей, прокуроров, партийных функционеров, тех людей, которые приводили приговоры в исполнение, прекрасно понимая, что происходит совершенно чудовищная казнь, то есть все причастные к этому преступлению – по сути так и остались неизвестными. Преступление не названо преступлением, а виновные в нём не названы преступниками. Но я надеюсь, что рано или поздно это будет.

О самом Николае Тимофеевиче рассказала Лариса Стяжко, директор музея «Новогор-Прикамье»: Хочу сказать, что он был честным и абсолютно порядочным человеком, это от него не отнять. Почему я так сужу? Потому что я смотрела это архивно-следственное дело, по которому судили его и других. Он в составе десяти человек был расстрелян. И он никого абсолютно не обвинил, он никого не очернил на допросах, т.е. вот это тоже нужно отметить. Если говорить о его работе в «Водоканалтресте», то, когда его назначали, он ведь отказывался, но партия сказала, и он пошел на эту должность. И когда он пришел в «Водоканалтрест», прежде всего, пошёл к коллегам, сказал: поясните мне, что делать, с чего начинать? Он попросил помощи, не был самонадеянным и понимал, что он – непрофессионал. И первая задача, которую он поставил перед собой – это создание аварийной службы, ведь до него аварийной службы как таковой в «Водоканале» не было. Это значит, нужно было ликвидировать большое количество аварий, прорывов на сетях. Он где-то два года проработал и потом ему вменили другие сервисные организации. Он понял, что не справляется, что невозможно следить и за «Водоканалом», который сам по себе очень большое и сложное предприятие, и ещё ко всему прочему за этими парикмахерскими, банями, похоронными бюро и всем остальным. В его подчинении оказалось около 800 человек – это действительно очень много. И, естественно, что когда нужно было найти виновного, то его нашли. И в его обвинительном заключении звучало о том, что он намеренно замедлял строительство большекамского водозабора. Потом ещё звучало одно совершенно абсурдное обвинение, что он участвовал… в отравлении водопроводной воды! Ну, это, конечно, полный абсурд! Это всё печально, грустно. Жалко, что такие люди так ушли…


Публика на открытии

О смысле проекта и состоявшейся церемонии высказалась Канстанция Викуленко, руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае: Особо ценно то, что акция «Последний адрес» является гражданской. Замечательно, что она говорит не об «обезличенных» жертвах политических репрессий, а рассказывает об истории конкретных людей, их судьбах. А знаки «Последний адрес» привлекают внимание людей, общественности к этой теме. Какими бы тяжелыми ни были страницы нашей истории, важно знать их, продолжать их изучение и рассказывать людям правду о тех событиях.

Напомним, что очередная табличка проекта стала одновременно и юбилейным, 50-ым «последним адресом», установленным в Пермском крае. Тридцать из них размещены на домах и зданиях региональной столицы.

 

Контактные лица:

Роберт Латыпов, председатель Пермского краевого отделения общества «Мемориал», (342) 281-95-59

Александр Чернышов, региональный координатор проекта «Последний адрес» в Пермском крае, 8-909-109-75-45

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Воспоминания узников ГУЛАГа
Компас призывника
Из истории строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и Вишерского лагеря
| Власть скрывала правду
| Национальность свою никогда не скрывал
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus