05.02.2021
Вынесенное 2 февраля 2021 года решение о назначении Алексею Навальному реального лишения свободы есть политически мотивированный произвол, не имеющий отношения к праву.
Замена условного срока на реальный человеку, ни от кого не скрывавшемуся, покидавшему страну вынужденно и временно, имеет фальшивые основания, противоречит духу и букве закона.
Это судебное решение также прямо и очевидно нарушает обязательства РФ по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: сам приговор Навальному 2014 года был признан Европейским судом по правам человека нарушающим статьи 6 (право на справедливый суд) и 7 (наказание исключительно на основании закона) Конвенции. Оба юридических лица, объявленных потерпевшими по делу, ещё в суде заявили об отсутствии понесённого ущерба.
Алексей Навальный был задержан, а затем арестован вопреки закону, сразу же, как добровольно вернулся в Россию, после покушения на его жизнь, в котором аргументированно обвиняют российские власти, несмотря на угрозы и продолжающееся преследование по двум другим уголовным делам. Решение о назначении реального срока лишения свободы в этих условиях подчёркивает политический мотив и аморальный характер действий власти.
*****
Репрессии в отношении Алексея Навального — лишь наиболее яркий эпизод самой мощной за последние десятилетия кампании давления на гражданское общество России, начавшейся в конце 2020 года с поправок в законодательство, ограничивающих практически все конституционные права и свободы граждан.
Мы категорически осуждаем и саму эту кампанию, и небывалое по масштабам подавление российскими властями свободы собраний и свободы выражения мнений, которое последовало за задержанием Навального. В ходе массовых протестов 23 и 31 января, 2 февраля были задержаны более 11 тысяч человек.
Власти ссылаются на отсутствие согласования манифестаций, — но оно не может быть основанием для полицейского насилия, особенно при невозможности подачи уведомления, в частности, при реакции общества на только что произошедшие события, в случае протестов, имеющих стихийный характер. Отметим, что процедура согласования публичных мероприятий в последние годы, как правило, фактически сводится властями к запрету осуществления права на свободу собраний.
Российские власти использовали эпидемию COVID-19 как предлог для полного запрета публичных протестов, необоснованность которого особенно очевидна с учётом разрешения других форм массового скопления людей, в том числе и в помещениях.
Пытаясь помешать протестам против ареста и приговора Алексею Навальному, власти нарушили нормальный ход жизни десятков российских городов: перекрывали транспортные магистрали, нарушали работу общественного транспорта, ограничивали свободу передвижения, — по сути, вводили необъявленное чрезвычайное положение. Происходившее на улицах напоминало полицейские облавы из фильмов про войну, права задержанных массово нарушались, многие из них фактически подверглись пыткам. Многие десятки людей были избиты, включая журналистов, исполнявших профессиональные обязанности. Из регионов России поступают сообщения об увольнениях с работы и отчислениях из учебных заведений участников мирного протеста.
Возбуждено более двух десятков уголовных дел, из которых большая часть не имеет никаких законных оснований. Даже если какие-то из этих дел связаны с реальным насилием в отношении представителей власти, эти эпизоды были сопротивлением насилию со стороны силовиков или реакцией на их незаконные и агрессивные действия. Без расследования и оценки действий силовиков невозможно оценить и ответные действия протестующих, но пока неизвестен случай привлечения к ответственности сотрудников правоохранительных органов, массово нарушавших в эти дни права граждан и требования закона.
Нелепо и цинично выглядят уголовные дела о блокировании коммуникаций, транспортной инфраструктуры, воспрепятствовании движению транспорта и пешеходов (ст. 267 УК РФ) и о нарушении санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ). Именно власти и силовики, в основном, блокировали коммуникации и препятствовали передвижению, перекрывая улицы, кварталы и весь центр города, закрывая станции метро, меняя маршруты общественного транспорта. Именно власти и правоохранители безо всяких оснований поместили тысячи людей на многие сутки в тесноту и антисанитарные условия автозаков, ОВД, спецприёмников. Именно на властях лежит ответственность за эпидемические последствия этих действий.
*****
Российская власть, не скрывая, развязывает массовые политические репрессии. Мы требуем и призываем всех, — в России, и за её пределами, — требовать от органов государственной власти РФ прекратить произвольное ограничение и массовые нарушения прав человека, обеспечить свободу собраний, освободить всех незаконно и необоснованно задержанных и арестованных на мирных протестных акциях и, разумеется, немедленно освободить Алексея Навального и других политзаключённых!
21 июля 2014 г. Министерство юстиции РФ включило Межрегиональную общественную организацию Правозащитный Центр «Мемориал» в «реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Правозащитный Центр «Мемориал» - самоуправляемая общественная организация, не являющаяся «агентом» какого-либо внешнего «принципала».
Мы считаем закон об НКО – «иностранных агентах» противоречащим Конституции РФ и нарушающим наше право на свободу объединения, в с связи чем обжалуем решение о внесении нашей организации в данный «реестр» в Европейском Суде по правам человека.