Автор: Александр Воронов, Мария Старикова
28.11.2020
Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект о выделении жилья жертвам советских репрессий. Ранее Конституционный суд потребовал исправить законодательство так, чтобы эти граждане смогли получить обещанные законом «О реабилитации жертв политических репрессий» квартиры в городах, откуда были высланы их близкие. Однако, следует из принятых поправок, ждать улучшения жилищных условий им придется в общей очереди и, возможно, уточняют эксперты, десятки лет. Альтернативный законопроект, регламентирующий выделение в течение года субсидий на покупку квартир для этой категории граждан, Госдумой отклонен.
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
Проект поправок к закону «О реабилитации жертв политических репрессий» разработан Минстроем РФ. Его суть сводится к тому, что обеспечение жертв советских репрессий жильем остается на усмотрении региональных властей, а «детям ГУЛАГа» предлагается ждать улучшения жилищных условий в общей очереди. Они, говорится в тексте, «принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ, независимо от срока их проживания в местностях и населенных пунктах, в которые они возвращаются (намереваются возвратиться), места жительства, имущественного положения и наличия оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях».
Внесению поправок в парламент предшествовало разбирательство в Конституционном суде (КС), который сделал вывод о том, что сейчас механизм восстановления исторической справедливости фактически не работает. Речь идет о громком деле, когда в 2019 году в КС подали жалобу дети репрессированных москвичей Елизавета Михайлова, Евгения Шашева и Алиса Мейсснер (“Ъ” публиковал очерки об истории каждой семьи). Они родились в спецпоселениях или ссылках и, согласно законодательству РФ, также считаются репрессированными. По закону, действующему в РФ с 1991 года, они могут рассчитывать на бесплатное жилье в том городе, откуда семья была выслана на момент ареста. В преамбуле к закону говорится о «посильной помощи парламента репрессированным и их детям», но фактически «жилищные» полномочия переданы регионам. Многие из них установили дополнительные условия, что сделало получение квартир фактически невозможным. В декабре 2019 года КС потребовал исправить закон так, чтобы граждане смогли наконец получить обещанное государством жилье.
Отрицательные отзывы к правительственному законопроекту в Госдуму ранее направили президентский Совет по правам человека, Общественная палата РФ, омбудсмен Татьяна Москалькова, Ассоциация юристов России и правозащитники из «Мемориала». В них документ назывался «абсолютно циничным»: средний возраст детей репрессированных составляет 75 лет, средний срок ожидания улучшения жилищных условий в Москве — 25 лет.
Он напомнил, что петицию против его принятия подписали 68 тыс. человек, а два спецдокладчика ООН направили властям РФ письмо с указанием среднего возраста репрессированных и пожеланием обеспечить их жильем в ближайшие два года. «Моим доверителям государство фактически предлагает ждать квартир до ста лет»,— возмутился господин Вайпан, подчеркнув, что профильный думский комитет фактически проигнорировал отрицательные отзывы общественников, «хотя по закону это недопустимо».
Замглавы Минстроя Никита Стасишин заявил в Госдуме, что на возвращение из ссылок и получение жилья претендуют 1628 жертв репрессий, а в 15 регионах таких людей вообще нет. Но депутат Госдумы Галина Хованская считает и эту скромную цифру завышенной: по ее подсчетам, в России всего 422 таких претендента (включая 190 человек в Москве, 163 — в Санкт-Петербурге и 61 — в Севастополе).
Госпожа Хованская вместе с депутатом Госдумы Сергеем Мироновым выступила соавтором альтернативного законопроекта, которым предлагается в течение года с момента подачи документов выплачивать жертвам репрессий компенсации на покупку жилья (по аналогии с обеспечением жильем ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС). Этот документ рассматривался Госдумой одновременно с правительственным законопроектом, но был отклонен.
В «Мемориале» заявили, что возмущены принятием правительственного варианта, сочтя его «издевательством над жертвами репрессий» и саботажем решения КС. Тогда как именно принятие альтернативных поправок, по мнению общественников, позволило бы исполнить решение КС в полном объеме. Госпожа Хованская ранее заявляла, что подаст свой законопроект на повторное рассмотрение «после внесения ряда поправок».
Поделиться: